Названа предельная стоимость квадратного метра жилья

Твердая цена квадратного метра

Очередное заседание рабочей группы по строительству стало, пожалуй, одним из ключевых...

Очередное заседание рабочей группы по строительству стало, пожалуй, одним из ключевых — при всей важности уже состоявшихся и тех, которые еще последуют. Его результаты будут иметь далеко идущие последствия, не только экономические, социальные, но и, пожалуй, философские. Главный итог таков: названа предельная стоимость квадратного метра жилья, в которую все застройщики обязаны уложиться. При этом нижний ценовой предел не установлен. Кто желает заработать, иметь прибыль, — может строить еще дешевле. Если не может — будет работать себе в убыток и компенсировать потери как сумеет. Но выйти за указанный предел не имеет права!


Разумеется, речь не идет о жилье в широком смысле этого слова. Кто желает квартиру повышенной комфортности, дорогую, хоть элитную, — на здоровье! Плати, сколько диктует рынок, и строй. Сказанное касается исключительно жилья социального. Глава Администрации Президента и председатель рабочей группы Андрей Кобяков неоднократно это подчеркивал и внятно, подробно формулировал понятие. Речь идет о стоимости квадратного метра жилья, входящего в перечень, утвержденный Минстройархитектуры как рекомендованный облисполкомам для строительства жилья для нуждающихся, которые строятся с прямой государственной поддержкой в виде субсидий и льготных кредитов. Читатель экономически подкованный и просто здравомыслящий уже сейчас может предположительно эту цену назвать. Но попытаюсь ненадолго сохранить интригу.


А.Кобяков начал заседание с оглашения действующих в регионах цен и тех затратных статей, которые их определяют. И хотя речь шла о типовых домах, возводимых по технологиям крупнопанельного домостроения, обнаружилась труднообъяснимая разница в итоговой стоимости: более миллиона рублей. В Бресте, к примеру, — 7,3 млн. рублей, в Гродно — 6,1. Одна из составляющих цены — стоимость цемента. Если в Минске квадратный метр требует 158 кг, то в Витебске — 307: почти вдвое больше! Откуда такая разбежка? Разница и в металле: 27 и 38 кг. Доля заработной платы в структуре стоимости: Минск — 111 тыс. рублей, Гомель — 191. Строительные работы (без учета стоимости сборных конструкций): Гродно — 972 тыс. рублей, Брест — 1.266. Сантехнические работы: Витебск — 500 тыс. рублей, Минск — 405. Общепроизводственные расходы по областям разнятся еще больше, кратно: от 234 до 702 тыс. рублей! Откуда разница?


Объяснения приглашенных директоров домостроительных комбинатов А.Кобяков назвал малоубедительными. Да, здания не бывают абсолютно одинаковыми. На заводах КПД могут быть разные технологии, более или менее современные. Отличаются транспортные расходы: у кого–то карьер под боком, другие щебенку и песок везут издалека. Эти факторы могут объяснить ценовые расхождения на доли процентов, проценты... Но не в разы!


Минстройархитектуры было поручено оптимизировать затратные статьи, вывести минимальную и при этом реальную стоимость квадратного метра, на которую передовые предприятия отрасли уже вышли. Но доклад заместителя министра Дмитрия Семенкевича продолжался лишь до тех пор, пока он не назвал цифры: 6,1 — 6,2 млн. рублей за квадратный метр. Ниже, дескать, никак нельзя.


Тогда Андрей Кобяков и назвал другую цену: 5,3 миллиона. В зале воцарилась тишина. Все знали, что Минстройархитектуры разрабатывает прогрессивный норматив. Ожидали, что он будет близок к минимальным. За 6,1 млн. строят, например, в Гродненской области. Но предел оказался... ниже нижнего. Откуда сумма 5,3 млн. рублей? Из статистических сводок: такова среднемесячная зарплата по стране за июль.


Дружные возражения, едва ли не протесты строителей А.Кобяков парировал просто: а кто сказал, что в Гродненской области исчерпали все резервы оптимизации? Еще раз и не единожды впоследствии произнес: «Пять триста!»


Когда волнение улеглось и все поняли, что это не пожелание, а категорическое требование, стали думать, как его исполнить. Предложение директора витебского ДСК: если закупать металл (тот, который не производит БМЗ) непосредственно у российского производителя, причем крупными оптовыми партиями, на все белорусские ДСК, только это даст 18–процентный выигрыш в цене. «Прекрасно! Создавайте холдинг, управляющую компанию, — обратился А.Кобяков к директорам. — Выбирайте, кому больше доверяете, и закупайте! Не надейтесь, что за вас это сделает государство!»


В целом лейтмотив финальной части заседания был таков. Задача поставлена: стоимость квадратного метра социального жилья не должна превышать среднемесячную заработную плату (которая, понятно, будет меняться). Думайте, как требование исполнить. Государство не будет финансировать ваши просчеты, бесхозяйственность, профессиональную несостоятельность. Все, что государство может — принять управленческие решения, изменить нормативные акты, — оно сделает. Остальное — за вами, строителями. Если теряете на социальном жилье, стройте коммерческое, экономьте, оптимизируйте структуру и штаты, зарабатывайте на экспорте услуг и материалов.


Вот в чем философский смысл произошедшего: строителям предстоит максимально, как никогда ранее, напрягаться. Их вынудили к этому, можно сказать, директивно. Силовым приемом, если хотите. Социального жилья, между прочим, в 2014 году предстоит построить 2,5 млн. квадратных метров — это половина возводимого в стране. Значит, предельная оптимизация неизбежно затронет все стройки, всю отрасль.


С другой стороны, ничего чрезвычайного в этом нет. Требование лишь побуждает строителей работать по передовым мировым стандартам, что и подчеркнул сопредседатель группы Александр Якобсон: «Европа вписывается в этот норматив. Россия на него уже выходит. Значит, выйдем и мы». Тема доклада, который Минстройархитектуры предстоит подготовить к одному из следующих заседаний: что нужно сделать, чтобы стоимость квадратного метра жилья не превышала размер среднемесячной зарплаты.

 

Советская Белоруссия №173 (24310). Суббота, 14 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter