Твердая почва

«Чернобыльская» деревня: 21 год спустя...
«Чернобыльская» деревня: 21 год спустя...

В конце апреля 1986–го деревня Отор Чечерского района, как и множество других населенных пунктов Гомельщины, Могилевщины и других регионов, пребывала в растерянности. Крестьяне обсуждали скупое сообщение Центрального телевидения об аварии на Чернобыльской АЭС, тревожно искали ответ на вопрос: «Что теперь?» Тогда многие предпочли покинуть родные места, увезти детей.

...Сегодня здешние земли имеют статус «с правом на отселение» и хозяйствовать приходится с оглядкой на плотность цезия, стронция и плутония в почве. Последствий катастрофы, как говорится, никто не отменял. Однако местные жители по части вполне обоснованного оптимизма дадут фору иному горожанину.

— Вы не подумайте, что это я для газеты так стараюсь, — предупредила Светлана Романенко, которая 8 лет назад приехала в Отор из России. — Здесь есть все условия для нормальной, комфортной жизни. Все есть — школа, садик, магазин, бар, клуб и прочее. Работай, зарабатывай, живи в свое удовольствие.

У Светланы трое детей, муж работает в местном хозяйстве. Сама она говорит, что стремление молодежи к поиску теплых мест в городе — это не о ее семье. Все планы связаны исключительно с Отором. Старший сын получает профессию механика, дочь намерена быть экономистом — оба с прицелом на местное хозяйство.

Демографическая ситуация в агрогородке такова: на 97 пенсионеров приходятся 74 ребенка и 201 местный житель трудоспособного возраста. Такая математика — далеко не предел мечтаний, бывали соотношения и получше. Есть над чем работать! По данным местных медиков, в прошлом году родился 21 младенец. Невелика цифра. Однако выглядит более впечатляюще, если знать, что предыдущие лет двадцать число родов редко дотягивало до десятка. Осталось закрепить тенденцию.

— Где ж тут не рожать! — считает такое развитие ситуации вполне логичным фельдшер местной амбулатории Зоя Малиновская и по пунктам перечисляет блага, имеющиеся в агрогородке.

Директор «Отора» Татьяна Струк в хозяйстве еще с дочернобыльских времен. Помнит, как люди уезжали — и возвращались:

— В деревне жить можно, только нельзя лениться...

В то же время не соглашается с нынешней молодежной «модой»:

— Разве это дело — один–два ребенка в семье?! Вот четыре–пять — куда ни шло...

К демографии у директора подход простой, утилитарный: сельскому хозяйству не хватает рабочих рук, квалифицированных специалистов. Причем люди Татьяне Алексеевне нужны «с корнями», преданные земле, как она сама. Где таких набрать? А это уже вопрос воспитания...

— Нынче–то многие норовят куда угодно, только не в сельское хозяйство, — не одобряет таких настроений руководительница. Для нее сегодня одна из главных задач — удержать молодежь в селе, привлечь новых людей. Задача вполне реальная.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter