Твердая линия жизни

Родился Алексей Федорович Павлов в 1917 году в Петрограде, куда его мама, Анастасия Германовна, уехала из Витебска на заработки...

Первый бой


Родился Алексей Федорович Павлов в 1917 году в Петрограде, куда его мама, Анастасия Германовна, уехала из Витебска на заработки. Когда мальчику исполнилось 4 года, умер отец и мать решила вернуться к родителям. В Витебске Алексей закончил школу, поступил в фабрично–заводское училище железнодорожного транспорта, после которого устроился слесарем на фабрику «КИМ». Оттуда и ушел в армию.


Зимой 1940–го его направили в Петергофское пограничное училище имени Ворошилова. Пройдя 3–годичный курс обучения за семь месяцев, перед самым началом Великой Отечественной войны молодой лейтенант стал заместителем начальника 7–й заставы 105–го погранотряда, охранявшего границу между советской Литвой и оккупированным немцами клайпедским краем.


— Немцы подтягивали к границе войска, технику. Все чаще мы задерживали диверсантов. О возможном нападении постоянно передавали сведения в штаб, — рассказывает Павлов. — Однажды в начале июня я отправился проверять наряды. Вместе с бойцами мы заметили, что через границу перешли трое и направились в нашу сторону. Я приказал отрезать им путь к отступлению, а сам пошел на задержание. Завязалась перестрелка. Одного из диверсантов застрелили. Меня ранили в ногу. В конце концов выяснилось, что это были специально подготовленные, оснащенные ракетницами местные жители, которые направлялись в Вильнюс. После вторжения гитлеровцев они должны были наводить авиацию на стратегически важные объекты, заводы, мосты...


Огненные версты


После ранения Павлова отправили в госпиталь в Минск. Именно там его застала война. От бойцов 16–го Дзержинского погранотряда, направлявшихся к Могилеву, он узнал, что его родной заставы больше не существует. 22 июня пограничников, вооруженных автоматами, карабинами и ручными гранатами, атаковали фашистские танки и самолеты. По ним била артиллерия. Из 68 человек после боя в живых остались 8. Однако там нашли свой конец и 220 гитлеровцев. На какое–то время продвижение врага было остановлено...


Став заместителем командира пулеметной роты при штабе 16–го погранотряда, отступая с боями, Павлов дошел до Вязьмы. Накануне Смоленского сражения его подразделение вышло из окружения и заняло позицию на опушке леса. Пока подтягивались другие части, Алексей Федорович руководил сооружением блиндажей, рытьем окопов. Когда вышел на шоссе, возле него остановились три автомашины. Человек в кожаной шинели и защитной фуражке приказал: «Пограничник, доложите обстановку!»


— Почувствовал я, что мой доклад ему понравился, — вспоминает ветеран. — Он поблагодарил меня за грамотное руководство и пообещал, что вскоре сюда подойдут подкрепление и солдатская кухня.


Командир прибывшего полка сообщил, что разговаривал он с самим Жуковым, который, разузнав фамилию толкового пограничника, распорядился наградить его медалью «За отвагу».


С Жуковым Павлов встречался еще дважды: в Тюрингии, где после Победы стал советником пограничной полиции, а затем на учениях под Гродно. Но это был не единственный из военачальников, с которыми пришлось столкнуться во время Великой Отечественной. В 24 года Павлов уже командовал батальоном. Под Старой Руссой нужно было помочь 2–й гвардейской армии, попавшей в окружение власовцев. Комбат получил приказ занять оборону, однако вместо этого обогнул заградительные сооружения и пошел в наступление.


— Грозный вид Ворошилова, прибывшего к нам на «разбор полетов», не предвещал ничего хорошего, — рассказывает кавалер ордена Отечественной войны I и II степени. — Все, думаю, штрафбат обеспечен! Однако впоследствии от начальства я узнал, что меня, к счастью, лишь понизили в должности.


Его судьба


После войны Алексей Федорович отучился на пограничном факультете Военной академии им. Фрунзе и продолжал охранять рубежи Родины. Службу окончил в 1963 году начальником 120–го погранотряда, на участке которого сходились границы СССР, Норвегии и Финляндии. После этого уехал в Кишинев, а затем в 1990–м решил–таки вернуться в родной Витебск.


— Я считаю, что пограничники внесли огромный вклад в победу, — говорит полковник в отставке. — Недаром Жуков любил повторять: «Если там пограничники, я спокоен». Да и вообще, я считаю, что бойцы в зеленых фуражках — это элита. Отправляясь в наряд, пограничник, как правило, надеется только на себя и на своего товарища. Он всегда начеку, всегда готов принимать самостоятельные решения. Поэтому и во времена моей молодости, и сейчас для службы на границе отбирают самых подготовленных и смышленых ребят.


Сейчас Алексей Федорович с удовольствием общается с учениками военно–патриотического класса витебской школы № 21, которые неизменно участвуют в торжественных митингах на площади Победы, посвященных Дню пограничника. Кроме того, шефы из Полоцкого погранотряда постоянно поздравляют его с днем рождения, а при случае заезжают в гости, справляются о здоровье. В прошлом году с их помощью местная телекомпания даже сняла о Павлове документальный фильм. Судя по имеющимся приглашениям, нынешний День пограничника у 92–летнего ветерана обещает быть не менее насыщенным и интересным.


Фото автора и из семейного архива Алексея Павлова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter