Талантливый педагог, неординарный художник, мастер декоративной скульптуры — все это Елена Польская из Сенно

Тушь, перо и бетон

Когда творишь, важна обратная связь

Елену Польскую знают в Сенно не только как талантливого педагога, обучающего детей тонкостям изобразительного искусства и архитектуры, но и как неординарную художницу и мастера декоративной скульптуры.

Развивать таланты

Рисовать Елена Николаевна любила с детства. Получила соответствующее образование. Устроилась в сенненскую среднюю школу № 1 имени З. И. Азгура, где были классы с художественным уклоном. Из 20 учащихся первого выпуска 16 выбрали профессию, связанную с изобразительным искусством. Елена Николаевна вспоминает:

— Было по семь уроков в неделю: история искусств, живопись, композиция, ДПИ. Первые мои выпускники высчитали, что из 11 лет обучения целый год ушел только на ИЗО.

Сейчас Елена Николаевна уже на пенсии, но ведет объединения по интересам «Волшебная кисточка» и «Архитектурное макетирование», а ее ученики регулярно появляются в числе победителей различных творческих конкурсов. Елена Польская стояла у истоков возрождения белорусских ремесел в начале 1990-х. Занималась соломоплетением:

— Потом я увлеклась лозоплетением и уже третий год как загорелась декоративной скульптурой. Увидела в интернете, как делают вазочки, омочив ткань в бетон. Решила попробовать.

Первым появился веселый Колобок, который теперь встречает гостей на углу дома Польских. Потом сваяла Коня в народном стиле, «Утро в сосновом бору» Шишкина, «Ворону и Лисицу» по басне Крылова — эти творения украшают школьную аллею. Возле дома под деревом сидит в тенечке Кот ученый, которого Елена Николаевна сотворила вместе с дочерью по ее просьбе:

— Методом проб и ошибок поняла, что начинать скульптуру нужно снизу. Если слепить фигуру целиком из цемента, она будет неподъемная. Поэтому бетонной делаю только внешнюю часть, а внутри наполняю травой, сеном, соломой. Чтобы получить изогнутые линии, использую проволоку, иногда — дерево. Все это обматываю тканью, смоченной в бетоне, а когда она затвердевает, приступаю к художественному оформлению.

Полотна приходят из снов

Чем бы Елена Польская ни увлекалась, всегда находит время для рисования. Использует гуашь, акварель, акрил, но, признается, с детства, которое прошло в Карачаево-Черкесии, любимыми остаются тушь и перо.

— Некоторые картины написала под влиянием снов. Было время, когда меня мучило одно и то же видение — памятник защитникам Северного Кавказа по дороге в Архыз. Снилась огромная скала, хотя там всего лишь небольшие горы, пушки, дзот, нос корабля с пробоинами, из которых прыгают две огромные рыбины. Избавиться от навязчивого сна смогла, только нарисовав такую картину, — рассказывает Елена Николаевна.

Потом были другие полотна, подсказанные снами: «Ангел, надевающий бетонные крылья», «Два мира», «Утонувшее время», «Отголоски чужих побед», «Неподъемный крест», «Тревожная весна», «Чаша терпения». Иногда в рисунке художник выплескивает свои эмоции, переживания. Так, после трагедии с подлодкой «Курск» появилась одноименная картина.

Первая персональная выставка работ Елены Польской состоялась в Витебске 20 лет назад, были и другие:

— Сейчас размещаю картины в «Одноклассниках». Там есть обратная связь, любопытно почитать комментарии, кто что увидел на картине, чем зацепила. Буду творить, пока жива.

alimova@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter