Турция начала наземную военную операцию в Сирии

Турция пошла в атаку

Турция начала наземную военную операцию в Сирии. Вчера на рассвете в четыре утра турецкий спецназ совершил марш–бросок на сирийскую землю, а затем границу пересекли танки. Турецкая армия вошла на территорию соседней страны при поддержке собственной авиации и военных самолетов западной антитеррористической коалиции. В Анкаре официально заявили, что начали операцию против «Исламского государства» с целью освободить приграничный сирийский город Джераблус в провинции Алеппо. Официальное заявление о начале военной операции на территории Сирии свидетельствует о кардинальных изменениях в процессе урегулирования сирийского кризиса и новой структуре взаимодействия между Анкарой, Москвой и Вашингтоном.


Еще в начале июля, когда только–только обсуждалось российско–турецкое сближение, на одном из международных интернет–форумов мне довелось читать мнение аналитика из Стамбула о том, что турецкая политика вскоре поменяется. Говорилось, что Турция вполне может стать если не союзником, то партнером России, Ирана и самой Сирии в регионе. При одном условии: понимании партнерами турецкой озабоченности курдским вопросом. И вот после встречи президентов Эрдогана и Путина мы видим, что в действиях Анкары в регионе действительно многое меняется. Кстати, как передали турецкие СМИ, Турция проинформировала Россию о проведении операции на севере Сирии.

Правда, тут остается одна неясность: а проинформирован ли о ней президент Асад? Ранее сирийский лидер не раз заявлял, что любые действия Турции на территории Сирии будут восприниматься как акт агрессии. Вчера сирийский МИД потребовал согласования любых операций с Дамаском. А в МИД РФ выступили за координацию действий Анкары и Дамаска. Но и Турция изменила свои ориентиры. Если раньше Анкара категорически требовала отставки Асада, то теперь устами премьер–министра Бинали Йылдырыма признала, что сирийскому лидеру, возможно, стоит остаться в рамках переходного периода на своем посту. Эксперты и вовсе не исключают, что Анкара пошла на сделку с Дамаском.

Совместные действия России, Ирана, Сирии и Турции могут в корне поменять ситуацию в регионе. Сообща они способны уничтожить «Исламское государство» в военном плане. «ИГ должно быть полностью вычищено внутри страны, и мы готовы сделать все, что нужно для этого», — заявил министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. Кроме того, аннигиляция ИГ приводит к политическому проигрышу тех сил, которые способствовали укреплению этой группировки ради достижения своего геополитического доминирования. Ведь ни для кого не секрет, где размещаются идеологические рупоры исламистов типа «Аль–Джазиры» и кто их финансирует...

В этом уравнении — Россия, Иран, Дамаск + Турция — остается пока за скобками один важный геополитический член. Соединенные Штаты не для того начинали свою игру на Ближнем Востоке, чтобы уступить позиции России с Ираном. А ведь все их действия имели шанс на успех, если бы Турция оставалась их союзником.

Турецкая Республика и сегодня остается членом НАТО, но совершенно очевидно, что теперь она преследует свои политические цели, подбирая союзников под цели, а не наоборот. И вчера Реджеп Тайип Эрдоган вновь четко заявил эту цель. «В том случае, если территориальное единство Сирии окажется под угрозой, Анкара возьмет дело в свои руки и сохранит страну», — сказал турецкий президент уже через несколько часов после начала военной операции.

Говоря о защите территориального единства Сирии, Эрдоган экстраполирует эту задачу и на свою собственную страну. А главная угроза территориальной целостности Турции в случае развала Сирии исходит от курдов. Тем самым Эрдоган открыто указал, кто в сирийском конфликте для него главный враг. Теперь все стороны должны четко определиться по курдскому вопросу, если они хотят, чтобы Турция оставалась их другом.

Это тяжелая дилемма для США, для которых курды являются основным союзником. Неспроста вчера вице–президент Джо Байден спешно отправился в Анкару, и результаты этого визита могут оказаться плачевными для курдской мечты о государственности.

В любом случае, объявляя вчерашний марш–бросок на позиции ИГ возле города Джараблус, Турция ставит в один ряд с террористами и курдских сепаратистов, и организаторов неудачного путча внутри страны.

У наблюдателей возникает сегодня только один вопрос: хватит ли у Турции сил вести войну сразу на несколько фронтов и не приведет ли наземная операция в Сирии к поражению самого Эрдогана?

На мой взгляд, у Эрдогана есть три причины не бояться ввязываться в бой. Во–первых, внутренние враги в Турции имеют корневые связи с внешними — тот же ИГИЛ питает терроризм. Так что воевать с ними рано или поздно придется.

Во–вторых, начав войну сейчас, турецкие власти переводят фокус с внутренних проблем на внешнего врага. Этот имиджевый эффект всегда срабатывает.

И наконец, даже ввязавшись в войну в Сирии против ИГ, Турция сильно не рискует. Ведь там уже Россия.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 162 (25044). Четверг, 25 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter