Челноки возмущаются новыми таможенными правилами

Турпоездка с сантехникой

Как говорил Евгений Петросян, для полного счастья и благосостояния хватит аренды метра государственной границы
Как говорил Евгений Петросян, для полного счастья и благосостояния хватит аренды метра государственной границы. Чтобы два чемодана с вещами пролезли. Доля истины есть в любой шутке, а эта правдива до безобразия. Тащить баулами из-за границы любые товары стало какой-то национальной чертой. Везут буквально все: одежду, электронику, строительные материалы, сантехнику… Иногда даже немного стыдно становится, когда регистрируешься на какой-нибудь локостовский рейс, скажем, Рим—Вильнюс. Европейцы путешествуют налегке: портфель, небольшая сумочка, рюкзачок, на худой конец. Если видишь пассажира с корзиной, картиной, картонкой, баулом — почти всегда соотечественник, отоварившийся по полной программе в аутлетах. Господь с ней, с тягой к стяжательству. Но для некоторых европейский шопинг превратился в работу. Именно эти челноки и возмущаются новыми таможенными правилами, увеличивающими сроки, за которые можно беспошлинно ввозить определенные товары. 

Никогда не мог понять мешочников. Для меня заграница всегда была возможностью посмотреть свет, изучить достопримечательности, сравнить, как люди живут в других странах. Конечно, из поездок привожу какие-нибудь сувениры. Не обязательно безделушки, но что-то связанное с национальным колоритом. Ехать в Польшу или Прибалтику за сантехникой и тащить из турпоездки на горбу плазменный телевизор или унитаз в багажнике? Даже если они чуть-чуть дешевле и на границе возвратят НДС. Наверное, для таких операций я себя слишком уважаю. 

Впрочем, каждый решает сам. Но вызывает искреннее удивление возмущенное обсуждение на форумах: дескать, раньше можно было планшет, смеситель или ванну ввозить раз в год, а теперь — в два. Многие почувствовали себя до безобразия ущемленными. А в чем, собственно говоря, проблема? Неужели белорусы настолько богаты, что коллекционируют смартфоны и планшеты? Опросил знакомых: все покупают товары, перечисленные в таможенных списках, намного реже, чем в 2—3 года. Стал перебирать в памяти свой потребительский опыт. Стиральной машине уже лет 8, немецкий аппарат, надежный. Пока не сломается, не дай Бог, нет смысла ее обновлять. Ноутбук приобрел в 2009-м. И он тоже пока в рабочем состоянии. Планшетами семью обеспечил года три назад. Пока их не роняли, значит, все в порядке. Словом, таможенных сроков лично мне хватает с запасом. Даже если бы хотел закупаться за границей, чего практически никогда не делаю. Почему же так всполошились некоторые граждане? 

Причина-то проста: народный импорт-экспорт превратился в весьма легкий источник дохода для десятков тысяч белорусов. С зарубежного шопинга живет чуть ли 20% населения приграничных районов. Везут товар не себе, а на продажу. Далеко не всегда сами торгуют. В приграничье уже сложились целые кластеры. Одни работают так называемыми «муравьями» — возят продукцию. Другие ее складируют, третьи продают. Есть и свои руководители, которые обеспечивают бесперебойную работу «серой» схемы. Периодически у них возникают проблемы с налоговой и правоохранительными органами, на некоторое время теневой бизнес пробуксовывает. Но быстро появляются новые лидеры, и поток товаров, якобы для личного пользования, снова течет через таможенные кордоны. Так не участники ли этого не совсем «белого» предпринимательства и пишут на интернетовских форумах? Деньги-то там крутятся нешуточные. Хотя реальные финансовые потоки проследить достаточно проблематично. 

Почти до бесконечности могу рассказывать истории из личного опыта. Например, один знакомый подрабатывал тем, что из Гродно в Минск возил на личной машине мониторы. Без всяких сопроводительных документов, естественно. За каждый рейс ему платили долларов 30—40. Конечно, можно было технику одним заходом на микроавтобусе или фуре перетащить. Но большегрузы могут остановить для проверки. А в частные багажники милиция заглядывает редко. Потом эти мониторы входили в состав компьютеров-десктопов, которыми торговала одна из столичных фирм. Другой доставляет почти любые заграничные товары под заказ. Словом, приграничный бизнес процветает. И он виден невооруженным взглядом, даже если его не ищешь. А если копнуть поглубже… 

Недаром же Беларусь является лидером по количеству шенгенских виз на душу населения. Их уже почти 800 тысяч выдано. И больше половины — долгосрочные. С трудом верится, что все владельцы разрешительного европейского штампика в паспорте являются заядлыми путешественниками. Скорее, предприимчивыми торговцами. Впрочем, проблема приграничного «шмоточничества» шире. Ведь народный импорт не просто способствует попаданию на рынок беспошлинных товаров. Если бы их везли действительно для личного пользования — беда небольшая. Но эти товары попадают потом на розничный рынок, провоцируют создание «серых» схем, формируют нелегальный наличный поток. А он, в свою очередь, притягивает уже откровенно криминальные элементы. Стремление государства прекратить приграничную вакханалию понятно. Как логичны и возмущения челноков, которые лишаются своего, так сказать, бизнеса. Хотя  язык не поворачивается назвать предпринимательством баульные перевозки. Как-то уж очень откровенной контрабандой попахивает, если называть вещи своими именами. А у нормальных путешественников проблем на таможенных пунктах не возникнет. Пострадают те, которые в турпоездки ездят за унитазом.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter