На вопросы отвечает председатель Государственного таможенного комитета Александр ШПИЛЕВСКИЙ

Туризм не торговля не путать!

Государственным таможенным комитетом изменен подход при определении возможности беспошлинного ввоза отдельных товаров из-за границы. Разноречивые толкования этих нововведений заставили немало поволноваться наших читателей, особенно автомобилистов и отпускников, планирующих покупки за рубежом. Кроме того, массу вопросов продолжает вызывать модная практика приобретения различных товаров в иностранных магазинах — при доставке их обычной почтой или экспресс-перевозчиками. Сегодня на вопросы, связанные с этими темами, отвечает председатель Государственного таможенного комитета Александр ШПИЛЕВСКИЙ.


— Александр Францевич, с 1 августа таможня начала применять обновленные методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами, т.е. какие товары ввозятся через границу для личного, а какие — для коммерческого использования. Ограничения коснулись ввоза автомобильных шин, алкогольных напитков и пива. Чем вызваны эти меры?


— Вы обратили внимание на девиз таможенных органов, который изображен на флаге ГТК? «За нами Радзiма!» То есть любые меры, предпринимаемые нашим ведомством, обусловлены необходимостью защиты интересов страны. В данном случае — экономических. Подобные меры существуют в любом государстве, причем в Беларуси они весьма либеральные: к примеру, стоимость багажа путешественника, въезжающего в нашу страну, не должна превышать 1500 евро, а Евросоюз установил лимит в 300 евро. Так вот, ни для кого не секрет, что многие граждане, особенно жители приграничных территорий, превратили ввоз товаров из-за границы в неконтролируемый бизнес. Они так часто бывают за рубежом, что вынуждены по нескольку раз в год менять паспорта из-за того, что в них кончаются чистые страницы. Их цель — ввоз товаров для продажи под видом товаров личного пользования. Возьмем, например, автомобильные шины. Мы проанализировали емкость белорусского рынка, она составляет примерно 3 миллиона шин в год, из них около 1,5 миллиона ввозится физическими лицами. И анализ частоты ввоза шин отдельными гражданами показал, что ввезенное ими количество просто не может быть использовано самим физическим лицом в личных целях. Автовладельцы меняют комплект зимней и летней резины, как правило, 1 раз в 2—3 года, соответственно, излишне ввезенные шины продаются на территории страны с нарушением законодательства. То же самое касается и алкоголя: граница пересекается самодеятельными коммерсантами по нескольку раз в неделю, маршрут таких путешествий известен — до ближайшего магазина беспошлинной торговли. Алкогольные изделия там гораздо дешевле, чем на территории Беларуси, поэтому такой челночный бизнес, да еще необлагаемый пошлинами, стал выгоден.


— Нередко люди, услышав о новых ограничительных в таможенном отношении мерах, полагают, что государство защищает лишь собственные интересы, никак не отражающиеся на благосостоянии конкретных людей. Так ли это?


— Абсолютно нет. Дело в том, что нелегальные торговцы создают среду недобросовестной конкуренции, что непосредственно отражается на людях, занятых на белорусских предприятиях. Рядовой налогоплательщик несет прямые убытки — он может не дождаться повышения зарплаты или вовсе лишиться рабочего места. Размер налогов, стоимость услуг социальной сферы — все это лежит на плечах законопослушного гражданина. В отличие от того человека, который никогда нигде не работал, но живет припеваючи за счет своего приграничного «бизнеса».


— Так какие запреты ввела таможня?


— Запрет — это неверное определение. Никто не запрещает гражданину ввозить столько шин и алкогольных напитков, сколько он пожелает. Другое дело, что при определенных условиях эти товары теперь будут рассматриваться как приобретенные для коммерческого использования и облагаться соответствующими таможенными платежами.


— Раньше к товарам для личного пользования могли относиться два комплекта автомобильной резины, летний и зимний: то есть 8 новых шин, ввозимых одним человеком в течение календарного года. Что изменилось?


— При ввозе с 1 августа таможня определит для личного пользования только до 4 единиц летних шин либо до 4 единиц зимних шин (либо колес с летними или зимними шинами), а также до 4 дисков. Хочу отметить, что это правило едино для всех, безотносительно к количеству транспортных средств, находящихся в собственности физического лица. Кроме того, условием отнесения автомобильных шин к товарам для личного пользования будет являться документальное подтверждение права собственности на транспортное средство, к которому ввозятся шины (колеса) либо диски.


— Наши читатели, отправляющиеся в отпуска, взволнованы новыми ограничениями, касающимися ввоза алкогольных напитков. Неужели теперь нельзя беспошлинно привезти из другой страны 3 литра вина или других спиртных напитков, как было раньше?


— Проблема в том, что многие просто не разобрались в сути нововведений. Я хочу особо подчеркнуть, что новые подходы направлены не против добросовестных граждан, которые едут за границу с целью путешествий, отдыха и оздоровления. Для них ничего не изменилось: общая допустимая норма ввоза алкогольных напитков по-прежнему составляет 3 литра для человека, достигшего 18 лет. Ограничения касаются лишь людей, которые под видом товаров для личного пользования пытаются беспошлинно ввезти коммерческие партии товаров. И критерий тут один — частота перемещения гражданина через таможенную границу.


— Расскажите подробнее об этих ограничениях.


— С 1 августа 2014 года при перемещении через границу 1 раз в 7 дней и чаще физическое лицо сможет ввезти в качестве товаров для личного пользования:


— не более 1 литра алкогольных напитков и пива — для лиц, пересекающих границу в транспортном средстве;


— 0,5 литра алкогольных напитков и пива — для лиц, пересекающих границу иным способом (пешком, на велосипеде).


А при пересечении гражданином границы чаще, чем 1 раз в сутки, ввозимые алкогольные напитки и пиво вообще не будут отнесены таможенными органами к товарам для личного пользования.

* * *


— Скажите, какими нормами руководствуются таможенные органы, определяя товары для личного пользования?


— Инспектора таможни исходят из заявления физического лица о перемещаемых товарах, характера и количества товаров, частоты пересечения физического лица через таможенную границу и (или) перемещения им товаров. Эта процедура осуществляется в соответствии со статьей 3 Соглашения с применением системы управления рисками. В свою очередь, вопросы применения системы управления рисками регулируются локальным нормативным правовым актом ГТК, который является закрытым документом и используется только для служебных целей. Он содержит четко сформированные критерии и индикаторы рисков возможного нарушения таможенного законодательства, а также разграничение полномочий должностных лиц таможни по принятию соответствующих решений. Как правило, при формировании индикаторов риска учитывается не один, а несколько факторов.


— Но если документ закрытый, то как люди, часто пересекающие границу, смогут узнать, будут ли отнесены ввозимые ими товары к товарам для личного пользования?


— Для этого на сайте Государственного таможенного комитета размещены Методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами. Из них не делается секрета, каждый может ознакомиться. Эти рекомендации содержат отдельные подходы и критерии, применяемые таможенными органами при отнесении (не отнесении) товаров к товарам для личного пользования.

* * *

— Александр Францевич, 21 июля был подписан Указ Президента № 360 «О перемещении через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования». Какие нормы им предусмотрены?


— Недавно был принят Закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». Им установлено, что особенности ввоза и вывоза товаров для личного пользования — в том случае, если международными договорами государств — членов Таможенного союза эти вопросы отнесены к компетенции самих государств — определяются Президентом Беларуси. Так вот указ, который вступает в силу с 


25 октября 2014 года, как раз устанавливает такие особенности, а также устраняет пробелы в правоотношениях, не урегулированных Таможенным кодексом Таможенного союза.


— Сейчас особую популярность приобрела практика покупки за границей товаров, которые заказываются через Интернет и доставляются в Беларусь почтой. Предусматривает ли указ какие-либо изменения в этой области?


— Да. Например, увеличена стоимостная норма беспошлинного ввоза товаров, доставляемых по почте в течение одного календарного месяца, со 120 евро до 200 евро.


— Чем вызвано такое решение?


— Тут несколько факторов. Во-первых, необходимо создать равные условия для физических лиц и иных участников международной торговли (организаций и индивидуальных предпринимателей), для которых Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрена возможность беспошлинного ввоза товаров на сумму до 200 евро. Во-вторых, следует унифицировать подходы к ввозу товаров на территорию Таможенного союза, так как в Российской Федерации сейчас рассматривается предложение о снижении нормы беспошлинного ввоза в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, до 150—200 евро.


— Предусматривает ли указ увеличение нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, ввозимых на территорию страны другими способами?


— Установлена значительно более высокая норма беспошлинного ввоза товаров, доставляемых в адрес физических лиц перевозчиками: она увеличивается в стоимостном выражении с 10 до 200 евро. Однако необходимо учитывать, что как и для почтовых отправлений, она распространяется на товары, ввозимые в течение календарного месяца и весом в совокупности не более 31 кг. Также следует обратить внимание, что к товарам, доставляемым перевозчиком, относятся и так называемые экспресс-грузы (товары, перевозимые путем скоростной перевозки в соответствии с индивидуальными накладными), которые ввозятся в Беларусь экспресс-перевозчиками. К ним относятся такие известные компании, как DHL, FedEx, TNT, UPS и т.д.


— С чем связано это нововведение?


— С тем, что доставка товаров по почте или экспресс-перевозчиками для граждан, по своей сути, имеет очень много общих черт. Таким образом, эта норма создает равные условия при ввозе товаров независимо от способа их доставки получателям и обусловлена интенсивным развитием интернет-торговли.


— Предполагается ли рост числа доставляемых в адрес физических лиц экспресс-грузов?


— Да, безусловно, количество товаров может возрасти. Кроме того, для создания благоприятных условий как гражданам в получении экспресс-грузов, так и экспресс-перевозчикам, указом предусматривается возможность декларировать такие товары от имени физического лица. Разумеется, это касается экспресс-перевозчиков, которые включены в реестр таможенных представителей и при соблюдении соответствующих условий. При надлежащей организации работы экспресс-перевозчиками выпуск в свободное обращение таких товаров для личного пользования будет производиться без фактического присутствия лица в таможне. Это позволит перевозчикам доставлять такие товары непосредственно получателям без необходимости их прибытия в пункт таможенного оформления.


— Какие еще новации предусматривает указ? Например, что предполагается сделать для ускорения прохождения гражданами таможенного контроля?


— Исключить двойной контроль вещей, которые перевозятся через границу. Указом предусмотрено, что служба авиационной безопасности международных аэропортов Беларуси информирует таможенные органы о выявлении в сопровождаемом багаже физических лиц товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, а также товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения, установленные таможенным законодательством. Дело в том, что служба авиабезопасности оснащена оборудованием, позволяющим выявить товары, спрятанные в том числе в одежде физического лица. Своевременное получение информации о таких товарах позволит предотвратить совершение правонарушения, а также сократить количество неэффективных операций таможенного контроля, в том числе его исключительной формы — личного таможенного досмотра.

Беседовал Роман РУДЬ
rud@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter