Туристам интересны легенды и артефакты

Готовы ли Мирский и Несвижский замки к наплыву посетителей

Мирский замок — уникальный памятник. Но одной исторической славы мало: надо искать, возрождать и популяризировать интересные легенды, связанные с этой цитаделью ХVI века. И здесь прилагают немало усилий в изучении малоизвестных событий. В том числе и кулинарных. В кафе можно отведать говядину с вишнями: такое оригинальное блюдо подавали к столу последнего владельца замка Михаила Святополка-Мирского. В ближайшие недели жемчужины белорусской архитектуры — Мирский и Несвижский замки ожидают наплыва гостей, которые приедут на чемпионат мира по хоккею. Их готовность принять тысячи туристов оценивали недавно на выездной коллегии Министерства торговли.

В целом посещением Мира и Несвижа участники коллегии остались довольны. Пожалуй, единственный значимый пробел — отсутствие пунктов обмена валюты рядом с музейными комплексами. В самих-то населенных пунктах они есть. Но захочет, скажем, зарубежный гость купить безделушку — не побежит же он за несколько кварталов конвертировать доллары или евро в рубли! Правда, за все услуги в музеях, а также сувенирную продукцию без проблем можно рассчитаться пластиковой карточкой. Но возможность наличных операций также не помешала бы. Руководители музеев только разводили руками: они не против обменников, но — не их епархия. Банкам же невыгодно открывать дополнительную точку обслуживания на территории музеев: в погожие летние выходные людей много, а в ненастные будни — затишье. Особенно зимой.

Почему бы не закрыть брешь передвижными пунктами обмена денег? Но специальных автомобилей с «валютными окошечками» — считанные единицы, слишком недешево они стоят. И график их работы расписан в других местах. Пополнить парк за оставшееся до первых ледовых баталий время нереально ни по финансовым, ни по техническим причинам. Тем не менее решение проблемы есть. Для Мира все-таки удалось найти «банковский броневик», а в Несвиже недалеко от входа в музей будет оборудован временный, но стационарный обменник.

В целом же, по мнению министра торговли Валентина Чеканова, страна готова к чемпионату. «Сейчас главное — успокоиться и радушно встретить гостей», — констатировал он. Этап глобальных приготовлений пора завершать. Поэтому если какое-то придорожное кафе, закусочная или магазин, расположенные «на острие» туристического паломничества, не в силах обеспечить нормальный сервис, проще их закрыть на время спортивного события. И не важно, государственный это объект или частный. По мнению министра, все должны подчиняться единым законам.

А вот ассортимент ключевых белорусских товаров в сувенирных лавках стоило бы расширить, убежден Валентин Чеканов. И в Мире, и в Несвиже наполняемость профильных магазинов хорошая. Но, по его мнению, изделий из льна, а также продукции Борисовского хрустального завода может быть значительно больше. Вспомнил министр, как ценят иностранцы качество нашего постельного белья изо льна. А его в магазинах рядом с музеями практически нет. Впрочем, туристы — люди очень разные. В каждой стране свои потребительские предпочтения. Например, по словам директриссы «Мира» Ольги Попко, путешественники из государств Юго-Восточной Азии расхватывают матрешки. Даже дорогие наборы. Немцы — экономные, чаще фотографируют, чем достают кошелек. По наблюдениям предпринимателя Александра — арендатора небольшой палатки рядом с Мирским замком, ходовой является и стандартная заводская импортная «сувенирка»: подсвечники и стопочки из поделочного камня, свечи, брелоки и другая мелочовка. Ничего эксклюзивного, такие вещи можно найти на базаре практически в любой стране мира. Пользуются они спросом и в Беларуси. Особенно у приезжих россиян. Хотя эти поделки Александр закупает именно в России.

А вот соломка и лен почему-то не пользуются бешеным спросом. Керамика ручной работы, изделия из металла, стилизованные под старину, хорошо расходятся, даже несмотря на достаточно высокую цену. Впрочем, сувениры — совершенно другой мир вещей, не похожий на классический потребительский рынок. И некоторым массовым производителям стоило бы активизировать маркетинг. Пока же на сувенирные полки со своей продукцией рвутся далеко не все предприятия. Но многие мечтают туда попасть. Ждут приглашения. Вот Борисовский хрустальный завод, как отметил заместитель председателя Минского облисполкома Александр Турчин, сначала просит поддержки у власти в продвижении продукции, но «на этом ставят жирную точку».

Впрочем, проблема сбыта отечественных товаров и расторопность менеджмента — камень преткновения, успевший уже покрыться мхом. Гости страны, конечно, без сувениров не останутся. И если не поторопятся гиганты индустрии, их место с удовольствием займут небольшие ремесленные мастерские. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter