Количество зарубежных туристов, посетивших Беларусь, ежегодно увеличивается на 20—40 процентов

Турист уехал, но обещал вернуться

Год гостеприимства в Беларуси еще не окончен, а туротрасль уже подсчитывает прибыли


Год гостеприимства в Беларуси еще не окончен, а туротрасль уже подсчитывает прибыли. 



Для всех очевидно: чемпионат мира по хоккею стал мощнейшим мотиватором и рекламным брендом, благодаря которому нашу страну открыли для себя тысячи иностранцев. Прорыв, успех, доход, страновой пиар — такими словами характеризуют сегодня прошедший летний сезон хозяева агроусадеб, гостиниц, ресторанов и санаториев. Удастся ли Беларуси удержать в руках туристическую птицу счастья в следующем году? 


Гиды просят виды 


Сутки в пути и две тысячи километров за плечами — Светлана и Николай Калинниковы приехали в Беларусь с Камчатки. Супруги разворачивают карту: экскурсионный маршрут у них расписан по минутам. Вчера чета пробовала сыры и домашний хлеб в Дудутках, сегодня любовалась пейзажами Минска, завтра по плану — прогулка на лошадях в Гатове. Пока впечатления только положительные. Но можно ли отнести частный случай к делу привычному? Насколько наша страна привлекательна для иностранного туриста? Пользуются ли экскурсионные маршруты популярностью и можно ли на них заработать?


Есть ли у нас туристический потенциал? Безусловно. Хотя статистика «посещаемости» не веселит: от соседних стран мы отстаем минимум в 4—5 раз. Увеличить туристический поток в два-три раза вполне по силам, учитывая, что наша территория транзитная. Только не нужно ставить глобальные цели: догнать страны, где туризм приносит треть и более процентов ВВП. Так считают эксперты.


По негласной статистике, количество зарубежных туристов, посетивших Беларусь, ежегодно увеличивается на 20—40 процентов. Чемпионат мира по хоккею должен был стать трамплином для развития экскурсионной отрасли и попадания нашей страны в топ туристических стран. А как получилось на самом деле?


Виктор, водитель двухэтажного экскурсионного автобуса, курсирующего по Минску, вспоминает напряженные дни чемпионата: «Люди в очередь выстраивались. Места свободного не было. До этого разве что в выходные случался ажиотаж, а тогда что ни день — такое. Заметил: иностранный турист любознательнее, что ли… Один, помню, смеется: у вас в городе туалет в виде замка есть? Покажи!»


Начальник филиала «Белинтурист» РУП «Центркурорт» Алексей Стрельченко был в самой гуще хоккейных событий. За время чемпионата через фан-деревню прошло более 10 тысяч гостей, в среднем один турист провел в нашем городе три ночи. Естественно, логично было предложить гостям экскурсионные программы. В итоге более тысячи человек воспользовались услугами экскурсионного бюро. Здесь к месту сделать ремарку: традиционно экскурсионные туры на событийных мероприятиях стоят далеко не на первом месте. Чемпионат мира по хоккею не зря причисляют к мировым топовым событиям — страна смогла заявить о себе. Ведь многие из приезжих оказались в Беларуси впервые. Все это дает большие надежды на следующий туристический сезон.


Алексей Стрельченко анализирует ситуацию: «Рассмотрим санаторное лечение, пользующееся особым спросом у российских гостей. Здесь все предельно ясно: основные правила игры уже четко сформулированы. Экскурсионный же туризм — растущий сегмент рынка, который только находится в стадии формирования. Сейчас на нем определяются игроки». 


В Беларуси пока две туристические организации, которые круглогодично формируют сборные экскурсионные туры. Задача — донести до белорусских турфирм мысль: на этом можно делать деньги.


Мой собеседник показывает буклеты со всевозможными экскурсионными турами: «Сегодня мы можем предоставить туристу и семидневный, и пятидневный тур с интересной программой, что еще недавно казалось невозможным. Было время, даже задавались вопросом: что показывать? Теперь что ни регион — свой туристический продукт».


Директор частной туристической компании, специализирующейся на экскурсионных турах, Галина Потаева замечает: спрос есть, в неделю фирма принимает 200—300 гостей. И динамика положительная.


«Нужно создавать качественный туристский продукт, а не просто рассуждать, что Беларусь — прекрасная страна, но в нее никто не едет . В условиях рынка это неэффективно, — Галина Потаева категорична. — Необходимо создавать новые туристические точки. Возьмем Минск: на знакомство с городом достаточно одного дня. Мир и Несвиж «трещат по швам» — около 500 тысяч человек в год, в выходные дни работают на пределе пропускной способности. Не хватает экскурсоводов в других знаковых объектах посещения — Брестской крепости, например. Недостаточно и объектов туристской инфраструктуры. Попытайтесь забронировать столик на обед в выходные дни в ресторане в том же Несвиже или Мире — получите отказ, так как все уже зарезервировано». 


Турист избалован, его трудно удивить. Обзорные экскурсии любопытны, но хорошо, когда они сдобрены хорошей порцией креатива. В Витебске в Доме-музее Марка Шагала вам могут предложить форшмак и стопку во время экскурсии, что называется, в нагрузку. Все исторически обоснованно: отец известного художника-авангардиста работал на рыбной пристани. А какое известное еврейское рыбное блюдо? Форшмак. Одни могут обвинить: музей не закусочная. Это, конечно, верно. Однако за «шагаловским» форшмаком даже тонкие знатоки живописи в очередь становятся. 


Еще одна тенденция экскурсионной отрасли — развивается нишевый туризм. Уже сегодня интурист может изучить Минск «на ощупь», поучаствовав в экскурсии «с закрытыми глазами». Или промчаться с ветерком во время экскурсионной велопрогулки. Или стать свидетелем свадьбы короля Ягайло в Лиде… Нам есть, что показать. Эта проблема решена. Теперь нужно работать над тем, чтобы как можно больше людей это увидело.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Валерия КЛИЦУНОВА, председатель правления общественного объединения «Отдых в деревне»: 

— Этот год можно смело назвать прорывным для белорусского туризма. Спортивные события, происходившие в Минске, реклама и продвижение нашего турпродукта на внешних рынках, отсутствие виз — все сложилось как нельзя успешно. Агроусадьбы Минской и других областей пережили настоящий пик спроса: даже при том, что многие загодя увеличили число спальных мест на 30—40 процентов, желающих заселиться было хоть отбавляй. Результаты мы обычно подводим в конце года, но уже очевидно: наши агроусадьбы приняли на треть больше туристов, чем обычно. И это очень серьезная прибавка.

Не скрою, порадовало качество оказываемых гостям услуг. Большинство хозяев усадеб работали, как полноценные туроператоры. Они сами формировали пакет экскурсий и возили туристов по всей Беларуси: «Линия Сталина», Дудутки, Несвиж, Мир, Августовский канал… Многие нанимали экскурсоводов, кто-то привлекал для этих целей своих детей — студентов. Наши усадьбы однозначно вышли на новый уровень работы. Все давно поняли, что туриста в деревне можно удержать только познавательным туризмом. Именно от него серьезная финансовая отдача. Вот так и получилось, что многие иностранцы, приехавшие просто на хоккей, невольно открыли для себя всю Беларусь. Эти люди увидели то, что просто не ожидали увидеть, и поразились! 

В 2006-м, как только вышел президентский указ о развитии агроэкотуризма, многие сомневались. Сегодня, когда в стране успешно работают около 2000 усадеб, хозяева просят только об одном: ничего в нем не меняйте. Ведь сейчас в этот бизнес вкладываются серьезные деньги, появились большие усадьбы стоимостью 500—600 тысяч долларов, люди видят реальную отдачу и работают семьями. Многие всерьез задумались об открытии собственных ферм, где будут лошади, коровы и козы, о выращивании экологически чистых овощей. Такое направление становится суперпопулярным трендом в Европе. Турист хочет не просто жить в деревенском доме, а сорвать прямо с грядки огурчик-помидорчик без нитратов, выпить парного молока, съесть стейк из натурального мяса. А это значит, что у белорусских усадеб, о которых не на словах узнали европейцы, большие перспективы.

Таисия АЗАНОВИЧ


azanovich@sb.by



Приезжайте на здоровье 


Культурный, познавательный, деловой, «зеленый». А с недавних пор — еще и медицинский туризм. Относительно новый для страны, он уверенно занял свою нишу. Если в 2010 году за высокими технологиями к нам приехали чуть более 100 000 иностранцев, то в 2013-м — уже почти 158 тысяч. В Год гостеприимства медтуристов наверняка стало больше. Хотя бы потому, что в страну во время чемпионата мира по хоккею можно было попасть без визы. Но так ли это? 


Эффект от ЧМ-2014 специалисты компании-оператора медтуризма ощутили задолго до его начала. Уже в марте—апреле сюда начали поступать запросы по организации лечения на период хоккейных состязаний в Минске. Иностранные болельщики, собираясь на спортивное мероприятие, параллельно искали возможность поставить, например, импланты или сделать зубные протезы, пройти полное диагностическое обследование или получить консультацию специалиста по пластической хирургии. И что самое важное — в 8 раз чаще стали приходить англоязычные запросы, связанные с лечением в нашей стране. Если в начале года такую информацию искали около 50 англоязычных граждан, то уже весной эта цифра перевалила за 400, уточняет директор компании Владислав Андросов. 


Самые далекие пациенты — из США. За высокими медицинскими технологиями этим летом прибыли 5 американцев. Всех встретили, поселили в гостиницу, организовали культурную программу. 


Впрочем, чаще услугами белорусских медиков пользуются все же пациенты из ближнего зарубежья. Каждый год их количество увеличивается на треть. Так, услугами данной компании за 2010—2012 годы воспользовались всего 120 человек. В 2013 году — 350, в 2014-м, по прогнозам, — 400—450 клиентов. Едут в основном россияне и украинцы. Чаще всего к стоматологам, пластическим хирургам, офтальмологам и диагностам. «Хит» медуслуг последних сезонов — замена тазобедренного или коленного сустава. Однако, уверен Владислав Андросов, рост числа пациентов из ближнего зарубежья рано или поздно остановится, поэтому нужно уже сейчас искать пути для выхода на рынки западных стран. И прошедший чемпионат прекрасный задел для новых отношений. 


По статистике, интуристы едут в основном в государственные клиники — на них приходится около 80 процентов экспорта всех медуслуг. На частные — пока всего 7 процентов. Остальное берут на себя профсоюзные организации здравоохранения. 


Лечебным оздоравливающим туризмом в нашей стране занимается ОАО «Белагроздравница». В ее санаториях в этом году отдохнуло иностранцев чуть больше, чем обычно, подтвердил Виктор Пономарев, заместитель главного врача. План традиционно дали россияне. Те, кто из-за событий в Украине отказался от Трускавца, Моршина или Хмельников. Хотя люди как раз ничего и не потеряли. Ведь за чем они едут на лечебные курорты? За минеральной водой и сапропелевыми грязями. Всего этого хватает и у нас. Моршинскую воду, например, спокойно заменяет минералка санатория «Поречье». Гродненский «Радон» с его источником ничем не хуже украинских Хмельников. Аналог Трускавца — санаторий «Рассвет-Любань». И все же говорить о небывалом спросе не приходится. В последние несколько лет за здоровьем в санатории приезжает приблизительно одно и то же количество интуристов — около 10 тысяч. За две трети этого года их приехало чуть больше 7 тысяч. 


Известно, что в наших санаториях можно отдохнуть не хуже, чем даже в чешских, немецких или словацких. Не верите? А как вам тот факт, что уже 7 лет сюда едут граждане Израиля? В этом году «Белагроздравница» приняла около 200 медтуристов из этой страны. 


О том, что подлечиться можно и дома, вспомнили и наши соотечественники. Опять же многие побоялись ехать в украинские санатории. Они, в общем-то, и увеличили поток медтуристов. 


К слову, мировая статистика свидетельствует: около 40 % туристов, путешествующих для получения медпомощи, ищут более прогрессивные технологии, 32 % — лучшую систему здравоохранения, около 15 % — более оперативные методы лечения, 9 % — не очень дорогие медицинские услуги. А что хотят найти иностранцы у нас? Качество, высокую квалификацию врачей и приемлемые цены, уверена Татьяна Мигаль, заместитель начальника Управления организации медицинской помощи Минздрава. Все это в нашей медицине есть. В стране работает 16 хорошо оснащенных республиканских научно-практических центров. Да и цена на высокотехнологичные операции не кусается. Эндопротезирование тазобедренного сустава в РНПЦ травматологии и ортопедии стоит около 6—7 тысяч долларов, в России — 8—10 тысяч, в Европе — около 30 тысяч долларов. Процедура ЭКО в центре «Мать и дитя» обойдется в 3—3,5 тысячи долларов, в России — 5,5 тысячи, в Европе — 9 тысяч долларов. Качество же — на уровне европейских стран. Особенно востребованы медицинские услуги в области онкологии, кардиохирургии, ортопедии и травматологии, стоматологии, реабилитации, спелеолечения, трансплантологии и диагностики. Очень популярны услуги пластических хирургов. В Великобритании увеличить грудь, например, можно за 8—10 тысяч долларов, в Беларуси — от 1,5 до 3. За «обновленной» внешностью едут жительницы стран Балтии, Германии и США. Плюс мы можем предложить то, чего нет у других. В Республиканской больнице спелеолечения работает единственный в СНГ спелярий с пластами белой и красной соли… 


Весьма востребована иностранцами процедура ЭКО. Еще и потому, что во многих странах существуют определенные ограничения на некоторые программы. Например, во Франции одиноким женщинам не предоставляются полноценные права на ЭКО, а в Нидерландах из-за отмены анонимного донорства спермы очередность на ЭКО составляет два года. В Германии страховка не покрывает расходы на ЭКО после определенного возраста. Преимущества белорусской медицины можно перечислять долго. С удовольствием едут к нам из Молдовы, Сирии, Германии, Израиля, Италии, Кипра, Йемена — всего более чем из 70 стран мира. А почему бы и нет? В рейтинге Всемирной организации здравоохранения Беларусь занимает 72-е место, тогда как соседние Украина и Россия — 79-е и 130-е соответственно.


Компетентно


Вадим КАРМАЗИН, директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма:

— Безвизовый режим на время ЧМ-2014 полностью оправдал себя и придал новое звучание объявленному в стране Году гостеприимства. Турист действительно поехал: мы приняли от 80 до 100 тысяч иностранных болельщиков, причем 31 тысяча из них прибыла из дальнего зарубежья. Загрузка минских гостиниц превысила 80 процентов, оценки, которые постояльцы потом выставляли через международную систему бронирования «booking.com», составили в среднем 8,5 балла из 10 возможных. Это очень хороший результат. 

Вообще, чемпионат стал настоящим водоразделом, если хотите, прорывом для туриндустрии. Вся страна повернулась лицом к туристу и заговорила о госте, мы все преодолели старый комплекс провинциальности и сделали большущий шаг вперед. Построили 14 прекрасных гостиниц, вдвое увеличив номерной фонд. Внедрили систему такс-фри, наконец, перевели на иностранный язык меню в ресторанах, заговорили по-английски, начали улыбаться, уделили большое внимание сервису и красиво представили то, чем гордится Беларусь. Итог закономерен: за 7 месяцев экспорт туруслуг превысил 144 млн. долларов, прибавив 12 процентов к показателю прошлого года. В Минске эти цифры вообще увеличились на 20 %, или на 12 млн. долларов. При этом даже 4—5-процентный рост в турбизнесе, по международным данным, считается большой удачей. 

За 6 месяцев нашу границу пересекли 1,9 млн. иностранцев (еще 550 тысяч — транзитом), только через турфирмы в Беларусь централизованно приехали около 120 тысяч туристов. Но год не окончен… Приятно, что многие из посетивших страну были здесь впервые и уехали в восторге от увиденного. По статистике, каждый такой турист методом сарафанного радио приведет к нам еще 4—8 человек. Ведь рассказы очевидцев в десятки раз убедительнее любого рекламного проспекта или завлекающего сайта. Эти люди все видели своими глазами, и им понравилось. Я даже не сомневаюсь, что в 2015-м рост въездного туризма в нашей стране составит 15—17 процентов.

Елена МИСНИК


misnilena@yandex.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter