Газовая дипломатия России в конечном счете дает свои плоды
23.11.2018 08:10:00
Строительство морского участка газопровода «Турецкий поток» завершено. В торжественной церемонии по случаю события приняли участие президенты России и Турции, отдавшие символическую команду к установке последней секции морского отрезка маршрута. Несмотря на то что в строй первая нитка «Турецкого потока» вступит только в конце следующего года, уже очевидно, что новый газопровод стал реальностью.
Проект рождался долго и мучительно. Первоначально он назывался «Южный поток» и должен был заходить на территорию ЕС через побережье Болгарии. Однако из-за событий в Крыму и Донбассе Болгария под давлением Брюсселя заблокировала строительство маршрута. Инициативу перехватила Турция, и «Южный поток» превратился в «Турецкий». Впрочем, реализация этого соглашения также оказалась под вопросом из-за обострения отношений Москвы и Анкары после того, как ВВС Турции сбили российский бомбардировщик в районе турецко-сирийской границы. Тем не менее после всех этих хождений по мукам проект близится к завершению.
Строительство новых газотранспортных маршрутов, которые будут доставлять российские углеводороды по дну морскому напрямую европейским потребителям, стало основой российской внешнеэкономической стратегии на западном направлении. Старая система газопроводов, наиболее логичная в географическом плане и проложенная через страны Восточной Европы, создавалась во времена Союза экономической взаимопомощи. После распада СЭВ и Варшавского блока в отношениях Москвы и восточноевропейских стран все чаще возникали трения, что и вызвало к жизни идею обходных маршрутов, избавляющих газовые поставки от политически неблагонадежного транзита.
Первенцем в новой газотранспортной схеме стал «Северный поток», запущенный еще в конце 2000-х годов и ориентированный на потребителей в Германии и странах Центральной Европы. «Южный поток» должен был связать Россию со странами Балкан и Средиземноморья.
В Европейском союзе строительство новых газотранспортных ниток из России остается предметом жарких дискуссий. В новых маршрутах заинтересованы прежде всего развитые индустриальные экономики стран старой Европы. Однако политические издержки этих проектов оказались для ЕС также весьма серьезными. В первую очередь, они подрывали доверие между странами старой и новой Европы, рискуя оставить последних не только без доходов от транзита, но и без удобного инструмента политического давления. Противники новых «потоков» из России также пугают европейцев возрастающей экономической зависимостью от Москвы, которая будет блокировать развитие единого энергетического рынка Европы и диверсификацию поставок энергоносителей. Конкуренция альтернативных поставщиков газа также вылилась для ЕС в серьезную проблему. Грубое лоббирование со стороны США поставок сжиженного природного газа стало одним из важных факторов в нынешнем похолодании европейско-американских отношений.
После 2014 года и событий в Украине политизация газового вопроса вышла на новый уровень. ЕС, занявший в украинском кризисе сторону официального Киева, начал проводить политику принуждения России к использованию украинской газотранспортной инфраструктуры. Именно в этот период строительство второй ветки «Северного потока» подвергается мощной информационной атаке, а реализация «Южного потока» в первоначальном варианте оказывается заблокирована. В то же время европейский бизнес не хочет быть в заложниках у политического кризиса вокруг Украины, который может затянуться на неопределенное время. Поэтому строительство «Северного потока», хоть и под кинжальным огнем недружественной пропаганды, продолжается, а «Южный поток» в своей турецкой версии выходит на финишную прямую.
Газовая дипломатия России в конечном счете дает свои плоды. Ведь вовлечение Европы в совместные экономические проекты гасит политические противоречия и помогает нащупать почву для взаимовыгодного сотрудничества. Выгодно это и для Беларуси, создавая предпосылку для реализации идеи интеграции интеграций, на перекрестье которых так или иначе оказывается наша страна.
Строительство новых газотранспортных маршрутов, которые будут доставлять российские углеводороды по дну морскому напрямую европейским потребителям, стало основой российской внешнеэкономической стратегии на западном направлении. Старая система газопроводов, наиболее логичная в географическом плане и проложенная через страны Восточной Европы, создавалась во времена Союза экономической взаимопомощи. После распада СЭВ и Варшавского блока в отношениях Москвы и восточноевропейских стран все чаще возникали трения, что и вызвало к жизни идею обходных маршрутов, избавляющих газовые поставки от политически неблагонадежного транзита.
Первенцем в новой газотранспортной схеме стал «Северный поток», запущенный еще в конце 2000-х годов и ориентированный на потребителей в Германии и странах Центральной Европы. «Южный поток» должен был связать Россию со странами Балкан и Средиземноморья.
В Европейском союзе строительство новых газотранспортных ниток из России остается предметом жарких дискуссий. В новых маршрутах заинтересованы прежде всего развитые индустриальные экономики стран старой Европы. Однако политические издержки этих проектов оказались для ЕС также весьма серьезными. В первую очередь, они подрывали доверие между странами старой и новой Европы, рискуя оставить последних не только без доходов от транзита, но и без удобного инструмента политического давления. Противники новых «потоков» из России также пугают европейцев возрастающей экономической зависимостью от Москвы, которая будет блокировать развитие единого энергетического рынка Европы и диверсификацию поставок энергоносителей. Конкуренция альтернативных поставщиков газа также вылилась для ЕС в серьезную проблему. Грубое лоббирование со стороны США поставок сжиженного природного газа стало одним из важных факторов в нынешнем похолодании европейско-американских отношений.
После 2014 года и событий в Украине политизация газового вопроса вышла на новый уровень. ЕС, занявший в украинском кризисе сторону официального Киева, начал проводить политику принуждения России к использованию украинской газотранспортной инфраструктуры. Именно в этот период строительство второй ветки «Северного потока» подвергается мощной информационной атаке, а реализация «Южного потока» в первоначальном варианте оказывается заблокирована. В то же время европейский бизнес не хочет быть в заложниках у политического кризиса вокруг Украины, который может затянуться на неопределенное время. Поэтому строительство «Северного потока», хоть и под кинжальным огнем недружественной пропаганды, продолжается, а «Южный поток» в своей турецкой версии выходит на финишную прямую.
Газовая дипломатия России в конечном счете дает свои плоды. Ведь вовлечение Европы в совместные экономические проекты гасит политические противоречия и помогает нащупать почву для взаимовыгодного сотрудничества. Выгодно это и для Беларуси, создавая предпосылку для реализации идеи интеграции интеграций, на перекрестье которых так или иначе оказывается наша страна.