Строительство новых газотранспортных маршрутов, которые будут доставлять российские углеводороды по дну морскому напрямую европейским потребителям, стало основой российской внешнеэкономической стратегии на западном направлении. Старая система газопроводов, наиболее логичная в географическом плане и проложенная через страны Восточной Европы, создавалась во времена Союза экономической взаимопомощи. После распада СЭВ и Варшавского блока в отношениях Москвы и восточноевропейских стран все чаще возникали трения, что и вызвало к жизни идею обходных маршрутов, избавляющих газовые поставки от политически неблагонадежного транзита.
Первенцем в новой газотранспортной схеме стал «Северный поток», запущенный еще в конце 2000-х годов и ориентированный на потребителей в Германии и странах Центральной Европы. «Южный поток» должен был связать Россию со странами Балкан и Средиземноморья.
В Европейском союзе строительство новых газотранспортных ниток из России остается предметом жарких дискуссий. В новых маршрутах заинтересованы прежде всего развитые индустриальные экономики стран старой Европы. Однако политические издержки этих проектов оказались для ЕС также весьма серьезными. В первую очередь, они подрывали доверие между странами старой и новой Европы, рискуя оставить последних не только без доходов от транзита, но и без удобного инструмента политического давления. Противники новых «потоков» из России также пугают европейцев возрастающей экономической зависимостью от Москвы, которая будет блокировать развитие единого энергетического рынка Европы и диверсификацию поставок энергоносителей. Конкуренция альтернативных поставщиков газа также вылилась для ЕС в серьезную проблему. Грубое лоббирование со стороны США поставок сжиженного природного газа стало одним из важных факторов в нынешнем похолодании европейско-американских отношений.
После 2014 года и событий в Украине политизация газового вопроса вышла на новый уровень. ЕС, занявший в украинском кризисе сторону официального Киева, начал проводить политику принуждения России к использованию украинской газотранспортной инфраструктуры. Именно в этот период строительство второй ветки «Северного потока» подвергается мощной информационной атаке, а реализация «Южного потока» в первоначальном варианте оказывается заблокирована. В то же время европейский бизнес не хочет быть в заложниках у политического кризиса вокруг Украины, который может затянуться на неопределенное время. Поэтому строительство «Северного потока», хоть и под кинжальным огнем недружественной пропаганды, продолжается, а «Южный поток» в своей турецкой версии выходит на финишную прямую.
Газовая дипломатия России в конечном счете дает свои плоды. Ведь вовлечение Европы в совместные экономические проекты гасит политические противоречия и помогает нащупать почву для взаимовыгодного сотрудничества. Выгодно это и для Беларуси, создавая предпосылку для реализации идеи интеграции интеграций, на перекрестье которых так или иначе оказывается наша страна.