Газовая дипломатия России в конечном счете дает свои плоды

«Турецкий поток» на финишной прямой

Строительство морского участка газопровода «Турецкий поток» завершено. В торжественной церемонии по случаю события приняли участие президенты России и Турции, отдавшие символическую команду к установке последней секции морского отрезка маршрута. Несмотря на то что в строй первая нитка «Турецкого потока» вступит только в конце следующего года, уже очевидно, что новый газопровод стал реальностью.



Проект рождался долго и мучительно. Первоначально он назывался «Южный поток» и должен был заходить на территорию ЕС через побережье Болгарии. Однако из-за событий в Крыму и Донбассе Болгария под давлением Брюсселя заблокировала строительство маршрута. Инициативу перехватила Турция, и «Южный поток» превратился в «Турецкий». Впрочем, реализация этого соглашения также оказалась под вопросом из-за обострения отношений Москвы и Анкары после того, как ВВС Турции сбили российский бомбардировщик в районе турецко-сирийской границы. Тем не менее после всех этих хождений по мукам проект близится к завершению.

Строительство новых газотранспортных маршрутов, которые будут доставлять российские углеводороды по дну морскому напрямую европейским потребителям, стало основой российской внешнеэкономической стратегии на западном направлении. Старая система газопроводов, наиболее логичная в географическом плане и проложенная через страны Восточной Европы, создавалась во времена Союза экономической взаимопомощи. После распада СЭВ и Варшавского блока в отношениях Москвы и восточноевропейских стран все чаще возникали трения, что и вызвало к жизни идею обходных маршрутов, избавляющих газовые поставки от политически неблагонадежного транзита.

Первенцем в новой газотранспортной схеме стал «Северный поток», запущенный еще в конце 2000-х годов и ориентированный на потребителей в Германии и странах Центральной Европы. «Южный поток» должен был связать Россию со странами Балкан и Средиземноморья.

В Европейском союзе строительство новых газотранспортных ниток из России остается предметом жарких дискуссий. В новых маршрутах заинтересованы прежде всего развитые индустриальные экономики стран старой Европы. Однако политические издержки этих проектов оказались для ЕС также весьма серьезными. В первую очередь, они подрывали доверие между странами старой и новой Европы, рискуя оставить последних не только без доходов от транзита, но и без удобного инструмента политического давления. Противники новых «потоков» из России также пугают европейцев возрастающей экономической зависимостью от Москвы, которая будет блокировать развитие единого энергетического рынка Европы и диверсификацию поставок энергоносителей. Конкуренция альтернативных поставщиков газа также вылилась для ЕС в серьезную проблему. Грубое лоббирование со стороны США поставок сжиженного природного газа стало одним из важных факторов в нынешнем похолодании европейско-американских отношений.

После 2014 года и событий в Украине политизация газового вопроса вышла на новый уровень. ЕС, занявший в украинском кризисе сторону официального Киева, начал проводить политику принуждения России к использованию украинской газотранспортной инфраструктуры. Именно в этот период строительство второй ветки «Северного потока» подвергается мощной информационной атаке, а реализация «Южного потока» в первоначальном варианте оказывается заблокирована. В то же время европейский бизнес не хочет быть в заложниках у политического кризиса вокруг Украины, который может затянуться на неопределенное время. Поэтому строительство «Северного потока», хоть и под кинжальным огнем недружественной пропаганды, продолжается, а «Южный поток» в своей турецкой версии выходит на финишную прямую.

Газовая дипломатия России в конечном счете дает свои плоды. Ведь вовлечение Европы в совместные экономические проекты гасит политические противоречия и помогает нащупать почву для взаимовыгодного сотрудничества. Выгодно это и для Беларуси, создавая предпосылку для реализации идеи интеграции интеграций, на перекрестье которых так или иначе оказывается наша страна.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter