Турецкий из белорусского Турца

Народный артист России Михаил Турецкий рассказал о жизни, творчестве и семье

Народный артист России Михаил Турецкий рассказал о жизни, творчестве и семье

Хор Турецкого не имеет аналогов в мире. А ведь когда вокальная группа только начинала свое восхождение на большую сцену, доказать, что слушать пение хора может быть делом нескучным, было непросто. Но талант и необычайные организаторские способности Михаила Турецкого дали свой результат. Теперь концерты арт-группы проходят с аншлагами по всему миру. Минский Дворец спорта, где на днях состоялся концерт к пятидесятилетию маэстро, не стал исключением.

О том, как Михаил Турецкий завоевывал популярность и легко ли ему сейчас справляться с ролями хорошего руководителя двух хоров и идеального отца большого семейства, он рассказал корреспонденту “НГ”.

О любви к Родине

— Для меня шкала понимания родины выглядит так: сначала Беларусь, потом Израиль, а потом уже Россия. Когда приезжаю в Беларусь, испытываю душевный трепет. Мои родители отсюда родом: мама из-под Минска, отец из Могилевской области. И, конечно, когда приезжаю сюда, вспоминаю их. Помню, как у мамы, когда она говорила о Беларуси, на глаза наворачивались слезы. Все ее родственники погибли во время Холокоста. И чтобы род Турецких не пропал, меня записали на мамину фамилию. С Турцией фамилия никак не связана, как многие думают. Говорят, что она происходит от названия белорусского местечка Турец.

О том, что хор — это не скучно

— Конечно, нелегко было поначалу приучить публику к тому, что существует другая, чуть более сложная музыка. Мы все равно жертвы образования. Не можем мыслить слишком примитивно. Горе от ума знаете что такое? Так вот, надо при этом знать, как использовать свое образование и в то же время найти формулу, как сделать своими единомышленниками людей без музыкального образования.

Мы изобрели новый жанр на эстраде. Сейчас многие пытаются повторить наш успех, но все равно нас не догонят. Слово “хор”, кстати, мы оставили в названии, рискуя не вписаться в коммерческие законы. Но, сделав это, я высказал уважение к своему музыкальному образованию. Хотя сначала надо мной на эстраде смеялись. Дескать, какой хор? А теперь даже телевизионный проект создали — “Битва хоров”.

 Об ощущении возраста

— Концертную программу, представленную в Минске, мы посвятили моему пятидесятилетнему юбилею. Не верится, что мне  уже пятьдесят. Все-таки во мне еще живет озорник.
Хотя иногда кажется, что мне сто лет. К слову, мой папа прожил 97 лет. Он был участником прорыва Ленинградской блокады. В моем возрасте у него как раз родился я, но он дождался, пока я стану народным артистом России.

О том, как важно не быть певцом трех песен

— Коллектив “Сопрано десять”, с которым вместе выступаем на показательных концертах, создавал, старательно подбирая солисток. И мне повезло, в этом есть небесная сила. Почему девчонок именно десять? Я понял, что для коллектива из десяти голосов можно расписать любую музыку, которая есть в природе. Но все время отмечаю, что слово “десять” означает мастерство, возведенное в десятую степень. Сегодня это самостоятельный коллектив, который идет к тому, чтобы завоевать мировое признание и получить премию “Грэмми”. Они проехали с концертами от Нижнего Новгорода до Дальнего Востока. Девушки поют все — от “Ромашки спрятались” до песен Фредди Меркьюри, классических произведений.

Если говорить грубо, то в нынешнее время репутация женских коллективов — это стриптиз под “фанеру”. Главное — сексуальность, а музыкальность не имеет значения. “Сопрано десять” — это прежде всего артисты и музыканты.

О строгости и человечности

— Я хотел бы быть строгим в своих коллективах, но у меня не очень получается. В деле руководства все же главные понятия — человечность, понимание. Если ты холодный, слишком рассудительный, то с творческими людьми очень сложно построить правильные отношения. Нужно быть и не очень материальным, потому что творчество — это не совсем материальная штука. Как и любовь. И этим они прекрасны.

Музыкант, но не “мани-мейкер”

— Разрешаю ли подопечным солисткам сниматься в глянцевых журналах? Да, пожалуйста. Наши певицы должны показывать свою красоту. В рамках приличия, конечно. Да и контрактом не запрещаю выходить замуж, рожать детей. Как я могу вмешиваться в божественный план? Хотя знаю, что такие примеры сегодня не единичны в шоу-бизнесе. Думаю, в этом вопросе работает тот факт, что я — отец четверых дочерей. Когда во мне включается папа, говорю своим девушкам, что нужно учиться совмещать карьеру и семью. Женщины все же запрограммированы на материнство. Причем для певицы важно найти не “мужика-истукана”, а мужчину, способного понять профессию артиста.

О звездных дуэтах

— У меня больше нет желания ни с кем петь дуэтом. У меня в подчинении находится двадцать лучших, на мой взгляд, голосов России. Мы сами можем спеть что угодно, без всяких звезд извне.

О том, что поют дети

— У меня даже трехлетняя дочка поет уже как взрослая. Любимые песни, как у меня в детстве, комсомольские — “Забота у нас такая”, “Жила бы страна родная”. Мои дети тем же “вирусом” заражены, что и их папа. Все они очень музыкальны.

При своей загруженности стараюсь достаточно времени проводить с детьми. Например, со старшей дочерью, Наташей, которая уже и живет отдельно от нас, вместе работаю. Соответственно, без моего постоянного внимания она не остается и сейчас. С младшей, двухлетней Беатой, проводим время дома, гуляем на улице, играем.

Вы знаете, я уже смирился с тем, что у меня четыре девочки, и даже нахожу в этом для себя какое-то удовлетворение. Но все же остаются еще по поводу мальчика определенные амбиции. Мы с женой хотим даже рассчитать пол будущего ребенка. Специалисты говорят, что это вполне возможно. Если в будущем мне Бог подарит сына, назову его в честь своего отца Борисом.

 О свободном времени

— Я коллекционирую горнолыжные ботинки. (Смеется. — Авт.) Очень люблю горы, снег, каток, общение с природой. Там я могу напитаться полезной энергией, которую могу потом отдавать людям. Вот недавно побывал в Киевском музее миниатюр. Получил культурный шок. В Минске пока до музея не дошел. Подскажите мне, что стоит посетить? Я вот шел мимо Академии музыки, что рядом с гостиницей “Европа”, где мы расположились на время гастролей, слышал, как вокалисты распеваются. Хорошо, кстати поют. Хорошие конкуренты моим исполнителям.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter