Почему Россия отказалась от «Южного потока»

Турецкий гамбит

Одной из главных новостей прошедшей недели стало известие об отказе России от реализации проекта «Южный поток». Эта газотранспортная система, проложенная по дну Черного моря, должна была обеспечить российским газом страны Южной Европы и Балкан.

Отказ от «Южного потока» был мотивирован тем, что не было получено разрешение от Болгарии на прокладку трубы в ее территориальных водах. В результате прямого доступа к российским энергоресурсам, а также ежегодных доходов от оплаты транзита лишились, помимо Болгарии, Сербия, Венгрия, Австрия, Италия, Словения и Македония. По оценкам экспертов, упущенная выгода той же Болгарии составит 400 миллионов долларов в год. Очевидно, для одной из беднейших стран ЕС это была бы существенная прибавка к бюджету.

Громкое заявление об отказе от «Южного потока» президент России Владимир Путин сделал во время государственного визита в Турцию. Одновременно было анонсировано строительство газопровода в Турцию, который и заменит «Южный поток».

Визит Владимира Путина в Турцию, состоявшийся на прошлой неделе, может иметь далеко идущие геополитические последствия. Сближение России и Турции, стремление к которому недвусмысленно обозначили лидеры двух государств, является, можно сказать, беспрецедентным. Ведь исторически Россия и Турция были, скорее, конкурентами и врагами, нежели партнерами. В свое время Османская и Российская империи постоянно враждовали друг с другом из-за сфер влияния в Причерноморье и на Балканах. В ХХ в. Турция, будучи членом НАТО, также находилась в лагере геополитических антагонистов России. В постсоветский период Турция развернула политику активной геополитической и культурной экспансии в бывших республиках СССР с преобладанием тюркского населения. Выстраивание ориентированного на Анкару пантюркского мира было одним из важнейших направлений турецкой внешней политики. Ее результатом стало привилегированное партнерство с Азербайджаном, нередко выражаемое формулой «один народ — два государства», а также усиление турецкого присутствия в Казахстане, государствах Центральной Азии и даже национальных республиках России.

Что же подталкивает давних антагонистов — Россию и Турцию — к сближению друг с другом? Как представляется, ответ на этот вопрос лежит на Западе. И РФ после распада СССР, и Турция на протяжении всего ХХ века делали ставку на привилегированное партнерство с Западом, и именно разочарование правящих кругов двух стран в этом курсе подталкивает их друг к другу.

Для России момент истины в отношениях с Западом настал в этом году из-за украинского кризиса. Международный кризис вокруг Украины привел к войне санкций между Россией и ЕС, сворачиванию экономического сотрудничества, одно из следствий которого — отказ от «Южного потока». В связи с этим Россия приступила к активным поискам политических союзников и экономических партнеров в других регионах. Результатом этого стали громкие соглашения об экономическом сотрудничестве с Китаем. Сближение с Анкарой — ключевым игроком в Черноморском бассейне, очевидно, также является продолжением этой линии. Кроме того, дружественная или, как минимум, нейтральная позиция Турции очень важна для России в связи с событиями вокруг Крыма. Ведь крымские татары, которых Украина и Запад пытаются использовать как дестабилизирующий фактор на полуострове, имеют давние культурно-исторические и политические связи с Турцией. Примечательно, что на присоединение Крыма к РФ Анкара отреагировала весьма сдержанно и не проявляла особой активности. Очевидно, такое поведение было оценено Москвой и стало важной предпосылкой российско-турецкого сближения.

Кстати сказать, в Анкаре также нарастает разочарованность в «привилегированном партнерстве» с  ЕС. Несмотря на длительное союзничество по линии НАТО, Турция так и не признана «своей», в чем убеждает многолетнее стояние на пороге ЕС без внятных перспектив членства. Кроме того, превращение Турции в сильную региональную державу с самостоятельной политикой, очевидно, не входит в планы ЕС и США. Многие признаки указывают, что западными союзниками взят курс на дестабилизацию обстановки в Турции по сценарию «цветных революций». В 2013 г. по стране прокатилась волна беспорядков, поводом для которых стало решение властей вырубить парк Гези в районе Таксим турецкой столицы, а также снести Культурный центр основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка, чтобы построить торгово-развлекательный комплекс. Примечательны активное участие в протестах турецкой диаспоры, проживающей в Европе, а также информационная поддержка беспорядков в западных СМИ. Очевидно, все это побуждает турецкое правительство пересмотреть свои отношения с западными союзниками.

Помимо этого, Россию и Турцию сближают общие угрозы, с которыми они сталкиваются в регионе: рост исламского экстремизма и экспансия террористического «Исламского государства».

Все это, по-моему, создает предпосылки для формирования принципиально новой геополитической архитектуры в Черноморском бассейне. Хотя мы знаем как переменчивы юго-восточные ветры...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter