Тур де Мир

Cекреты туристских троп

Когда читаю в прессе, что только в одной Минской области разработано более 150 туристическо–экскурсионных маршрутов с примерно 9 сотнями так называемых объектов, что уже сегодня в Беларуси существует 27 официально утвержденных и развивающихся туристических зон, меня сначала охватывает радость, потом посещает недоверие и, наконец, берет оторопь. Ну как же путешественникам, особенно заграничным, сориентироваться: что главное, что второстепенное и необязательное для посещения, а что, вообще, третьесортное, достойное включения разве в местные маршруты? И потом, хватит ли на все средств? Ведь к каждому объекту должны вести сносные дороги, везде надо поставить хотя бы киоск с печеньем и минеральной водой и, простите, приличный туалет. Значит, необходима взвешенная, объективная информационная система, нужны точные справочники и убедительная, образная реклама, прозрачная классификация маршрутов: какие из них имеют международное значение, достойны, образно говоря, пяти или четырех звездочек, а какие и на две районные не тянут. А главное — нам требуются оригинальные и перспективные идеи! Тогда найдутся и деньги на их реализацию. А потому постараюсь изложить несколько предложений, которые, как мне кажется, могут лечь в основу популярных туристических брэндов и рекламироваться вплоть до Euronews.


По заповедным местам...


Началось все, пожалуй, в 1970–х годах. Владимира Короткевича и меня пригласили на творческую встречу в Боровляны. Автор «Зямлi пад белымi крыламi» настолько увлеченно и увлекательно рассказывал о своих странствиях по Беларуси, что у слушателей, это были врачи, появилась мысль: а почему бы им также не попутешествовать? Сказано — сделано. В первой поездке гидом, кажется, выступил сам Короткевич, потом эти обязанности пали на меня. Так мы объездили добрую половину Беларуси. Узнав про это, засобирались в дорогу и сотрудники академического Института литературы, где я тогда работал. Несвиж и Полоцк, Беловежская пуща и Свитязь, Жировичи и Пинск... Съездили в Псков, Новгород, на Пушкинские горы, в Ясную Поляну... И вот осенью 1978 года решили проехать по российскому «Золотому кольцу». По дороге домой кто–то мечтательно сказал: хорошо бы такое кольцо создать и у нас. Да вот только что в него включить? И тут же посыпались предложения: Несвиж, Мир, Новогрудок, Лида, Гольшаны, древние храмы в Сморгони и Заславле... Прозвучали — не будь–то литературоведы — фамилии Коласа и Купалы, Мицкевича и Каганца...


Зерно, посеянное по пути где–то между Смоленском и Оршей, вскоре пало на благодатную почву «Минсктуриста». И летом 1979 года мы отправились уже по «белорусскому золотому кольцу». Половину автобуса заняли ученые самых разных профилей, половину — профессиональные экскурсоводы, преимущественно молодежь.


Маршрут начали с Заславля и купаловской Вязынки. Дальше последовали Радошковичи, краеведческий музей в Молодечно, усадьбы Огиньских в Залесье и Богушевича в Кушлянах, музей в Ошмянах, где есть личные вещи автора «Дудкi беларускай», Гольшаны, откуда есть–пошла — от Софии Гольшанской — королевская династия Ягеллонов, Ивье с его мечетью. Ночевали в Лиде. Оттуда утром, после осмотра замка и других достопримечательностей, решили заехать в Березовку — и не пожалели: тамошние удивительные экспонаты в музее стекла очаруют любого европейца. Затем Новогрудок с его замком, фарным костелом и музеем Адама Мицкевича. После обеда выкупались в легендарной и прозрачной Свитязи, навестили могилу Павлюка Багрима в Крошине, увидели выкованную им люстру–жирандоль и к ужину через Мир успели в Несвиж. Там впервые пришлось испытать настоящие неудобства: мест в единственной маленькой гостинице не хватало, поэтому кто–то устроился на раскладушке в коридоре, а кто–то пошел на всю ночь бродить по радзивилловскому парку...


Еще в Несвиже побывали на утренней мессе в фарном костеле — втором по счету барочном храме в Европе, спустились в крипту (снова–таки в Европе их всего три!) к гробам Радзивиллов. Осмотрели ратушу, здание, где Сымон Будный напечатал «Катехизис» — первую белорусскую книжку на территории современной Беларуси, Слуцкие врата, барочный дом 1721 года на рынке. И — снова в путь. Николаевщина, Акинчицы Якуба Коласа. В Дзержинске вспомнили Каруся Каганца, а заодно и его родственника, французского поэта Гийома Аполлинера. Завершили кольцо в Строчицах — в музее народной архитектуры и быта.


Как проложить маршрут?


Вскоре меня пригласили на авторитетное совещание, где крупный туристический руководитель жаловался: вот, мол, потенциальным туристам предлагается более ста маршрутов, куда включены лучшие заводы, передовые колхозы, а они к нам не едут. В Литву едут, Грузию и Россию едут, даже в Украину. А в Белоруссию почему–то не желают... Когда начались прения, я прорвался к трибуне и сказал: заводы и сельское хозяйство интуристы могут обозреть и у себя на родине, а вы покажите им наши замки и храмы, расскажите, где и почему останавливались королева Бона и Петр I, последний король Речи Посполитой и Наполеон. В ответ получил гневную отповедь: мол, тут товарищ Мальдис возвел клевету не только на наш туризм, но и на всю советскую действительность.


Лет через двадцать идея создания «Золотого кольца Беларуси» все же ожила. Однако вместо рациональной программы–минимум сразу прозвучала программа–максимум, рассчитанная на 50 лет вперед. В ней предусматривалось совместить и активные путешествия, и пассивный отдых, проложить специальную железную дорогу Молодечно — Нарочь — Поставы — Видзы — Опса — Браслав — Друя с подключением к магистрали Варшава — Вильнюс — Псков — Санкт–Петербург. Оно, конечно, хорошо. Но начинать лучше с чего–то конкретного, брэндового — с тех же замков и памятных историко–литературных мест.


Была и противоположная попытка: взять отдельный объект. Когда сдавалась первая часть Мирского замка — многоярусная башня, тогдашний глава правительства Вячеслав Кебич собрал целый автобус служивого люда и повез на торжество. По дороге нам раздали текст речи, где говорилось, что Мир станет колыбелью белорусского туризма, а у подножья замка будут выстраиваться сотни туристических автобусов. На робкое замечание, что один Мир на колыбель и центр не потянет, мне уверенно возразили:


— Потянет!


— Потянет, если плечи подставят соседние Несвиж, Новогрудок, Лида.


Но не подставили. И теперь приходится начинать почти с нуля. С компактного кольца или круга, который объединял бы разнообразные, но обязательно популярные, объекты.


Замки расскажут историю


Конечно, предлагаемая схема не может быть застывшей, замкнутой лишь на Минске. Надо определить опорные пункты, рассчитанные на присоединение к кольцу и дальнейшее движение в одном из нескольких направлений. Скажем, при въезде в Беларусь на автобусе через Гродно или Брест опорными городами могут стать Мир или Лида. Тогда появятся дополнительные возможности посмотреть Брестскую крепость, Беловежскую пущу, домик Костюшко в Меречевщине или королевский замок, фарный костел и домик Ожешко в Гродно. Хорошо бы при этом сделать так, чтобы въезд и выезд географически не совпадали. А при въезде из Литвы через Ошмяны или Вороново стали бы реальными иные возможности: приграничный замок в Мядининкае, усадьбы Дорогостайских в Мурованой Ошмянке, Больценики Путкамеров, куда к своей первой любови Марыле приезжал Мицкевич, Нача, где жили Нарбуты.


И пусть наши близкие и далекие соседи назовут такие колечки, как им покажется удобным. Скажем, поляки сделают упор на места, связанные с жизнью и деятельностью Адама Мицкевича, литовцы — на маршрут «По замкам бывшего Великого Княжества Литовского», что они, кстати, успешно осуществляют и теперь. Французов может привлечь путь Наполеона, Молодечно и Ошмяны, где император останавливался, а также Сморгонь, где Стендаль потерял свой дневник, и Беловежская пуща, куда собирался переселиться Руссо. Американцев, возможно, заинтересуют места, связанные с жизнью и деятельностью национального героя США Тадеуша Костюшко. Только обо всем этом и многом другом необходимо знать работникам, организующим въездной туризм.


Фактов, подобных приведенным выше, — великое множество. И их надо вводить, систематизируя, в базу, знать, использовать как экскурсоводам, так и организаторам туров. Ситуация же часто складывается с точностью до наоборот. Сколько мне приходилось встречать гидов, хорошо владеющих иностранным языком, но мало смыслящих в истории. А ведь гости иной раз задают такие вопросы, когда без глубоких экскурсов в прошлое не обойтись. А чтобы делать оные, нужно готовить кадры.


В том, что «Золотое кольцо Беларуси» может стать динамичной, саморазвивающейся программой, я убеждался не раз. Вот и теперь — в Греции на парламентских выборах победила партия, возглавляемая Георгиосом Папандреу (младшим) — прямым правнуком Зыгмунта Минейко, уроженца деревни Балванишки (теперь Зеленый Бор), расположенной рядом с Гольшанами. Почему бы на «белорусском золотом кольце» не появиться и греческим туристическим группам? Кстати, в такое кольцо хорошо впишется фестиваль привидений в Гольшанах: каждый европейский замок сможет командировать туда своих посланцев... Одним словом, — лиха беда начало. А там, верится, дело пойдет!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter