Туман метафор

О последней встрече Джорджа Буша и Владимира Путина

В последней встрече Джорджа Буша и Владимира Путина, а журналисты подсчитали, что они встретились в Сочи в 28–й раз, было много красочных метафор. Это и танец Буша под хор донских казаков. И прогулка на закате уходящих в этом году с президентских постов. И даже показанный гостям макет горнолыжного комплекса, названный «Лаура». «А почему он назван так?» — заинтересовался Буш. «Специально в честь Вашей жены», — пояснил Владимир Путин.


Чувства иррациональны, но именно эта иррациональность наилучшим образом отражает сложившуюся реальность. В 11–страничной Сочинской декларации о стратегических рамках российско–американских отношений содержится всего три параграфа — меньше полстранички, — которые можно отнести к сфере рационального, то есть разумной постановки задач. Увы, даже эти задачи, а речь идет о будущем ПРО в Европе, прописаны весьма и весьма туманно. В остальном же еще неопределеннее, как хладнокровно заметила «Нью–Йорк таймс»: «В документе по большей части вновь повторяются давно сложившиеся тезисы по вопросам безопасности и экономики».


Вот такой парадокс. В самой теплой атмосфере (во всяком случае, именно такую картинку показали нам московские и вашингтонские операторы) Путин и Буш, цитирую одну из европейских газет, «оставят в наследство своим преемникам нынешнее состояние американо–российских отношений: наихудшее с момента завершения «холодной войны». С одной существенной оговоркой, на которую указала «Корьере делла сера», — наихудшими отношения между русскими и американцами станут в случае, если они так и не договорятся по антиракетным системам.


Собственно, ответа именно на этот вопрос ждали от сочинской встречи. Результат, как я уже сказала, поразил своей лапидарностью. Я могу даже процитировать его, не рискуя загромоздить формат этой колонки. «Российская сторона ясно заявила, что не согласна с решением о создании объектов в Польше и Чешской Республике...» США предложили меры, которые «будут важными и полезными с точки зрения смягчения российских озабоченностей». Причем, что это за меры, журналистам так и не удалось вытянуть из президентов на их совместной конференции. Очевидно, что о конкретике говорить еще рано...


И тем не менее, как мы видели, встреча президентов в Сочи прошла исключительно в дружественной обстановке. А в Сочинской декларации они пообещали «вместе работать по преодолению серьезных разногласий в тех областях, где наши подходы не совпадают».


Наблюдатели уже отметили: в то время как дружба Владимира Путина и Джорджа Буша крепла, отношения России и США, наоборот, ослабевали. В итоге они оставили преемникам политическое завещание, выраженное в преамбуле Сочинской декларации. Там сказано, что «Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки... подтверждают, что эра, когда Россия и США рассматривали друг друга как врага или как стратегическую угрозу, закончилась. Мы отвергаем мышление по принципу «игры с нулевой суммой» времен «холодной войны», когда «то, что было хорошо для России, было плохо для Америки» и наоборот».


Как заявил советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли, Джордж Буш и Владимир Путин провели в Сочи встречу, которая позволила им заложить твердую основу для дальнейшего сотрудничества США и России. Увы, ни один из кандидатов, принимающих участие в гонке за Белый дом, еще не подписался под этими словами. Наоборот, кадровая чехарда, которая идет в предвыборных штатах американских кандидатов в президенты, свидетельствует, что возможны самые неожиданные геополитические повороты.


Впрочем, для откровенно «ястребиной» политики, во всяком случае, в том, что касается европейских дел, уже поставлен существенный барьер. Это — общественное мнение в самой Европе. И именно к нему апеллировал Путин, еще и еще раз повторяя Бушу свою позицию.


«Он в очередной раз обозначил позицию Москвы, согласно которой запланированные США объекты являются потенциальной угрозой безопасности России, могут нарушить стратегический баланс сил в Европе, — пишет «Гардиан». — Опросы общественного мнения показывают, что точку зрения Путина разделяет большинство респондентов как в Чехии, так и в Польше. Правительства этих стран американскую схему пока не приняли. Такой же настрой царит и в общественном мнении большей части Западной Европы».


Так что, пожалуй, танец Буша в компании казачьего хора достаточно точно отражает число заинтересованных в стратегическом сотрудничестве сторон...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter