Какие блага цифровизации доступны белорусам

Тук-тук — будущее уже тут

Документооборот, торговля и оплата услуг ожидаемо переходят в виртуальное пространство. Вместе с тем пандемия коронавируса и ограничения, которые она за собой повлекла, лишь ускоряют эти процессы. Корреспондент «НГ» присмотрелась к цифровым нововведениям в нашей стране и выяснила, какие из них стоит изучить и освоить в первую очередь.

Биометрия ушла в народ

Если бы Владимир Маяковский жил в наши дни, пришлось бы ему писать стихи не о паспорте, а об ID-карте. Компактный пластиковый документ в Беларуси выдают с сентября прошлого года, в России планируют начать в 2022-м. Чем же он лучше нахваленной поэтом книжицы?

Главное преимущество — защита от подделок. ID-карта (проще говоря, индикационный документ) в отличие от классического паспорта имеет несколько степеней доступа к информации. На лицевой стороне размещена фотография владельца, указаны его фамилия, имя и отчество, дата рождения, пол, гражданство, идентификационный номер, дата выдачи и срок действия документа, его номер, а также есть личная подпись и значок биометрии. Это визуальная информация, которая была и в обычном паспорте.

Однако на обратной стороне ID-карты еще имеется машиносчитываемая зона, QR-код и чип, который содержит биометрические данные — отпечатки указательных пальцев, цифровое фото, личную цифровую подпись. С одной стороны, это исключает риск подделки (даже близнецы не смогут воспользоваться документами друг друга). А с другой — серьезно облегчает жизнь владельцу. Имея ID-карту с цифровой подписью, можно онлайн заказать справку из налоговой или получить пропуск для въезда в погранзону. На портале Национального центра электронных услуг уже сейчас можно совершать более 60 административных процедур не выходя из дома.

ID-карта в ближайшем будущем станет использоваться не только как удостоверение личности, но и как база данных, аккумулирующая всю важную информацию о человеке: от водительского удостоверения до платежных банковских карт. Даже данные о вакцинации при желании и необходимости туда можно будет внести!

Планируется, что специальное устройство (считыватель), которое появится в каждой организации, обеспечит доступ к дополнительной информации из базы регистра населения МВД. Пришел человек устраиваться на работу, показал карточку, а кадровик оттуда все необходимое «считал» — и никаких долгих заполнений анкет от руки не потребуется.

Один нюанс: для заграничных поездок обладателям ID-удостоверений пока все же понадобится паспорт. Но он тоже будет не обычным, а биометрическим, с чипом. Данные о владельце размещаются на первой странице, при этом все листы там предназначены для виз и отметок о пересечении границы.

А что насчет безопасности? Как говорят в МВД, документ износостойкий и долговечный, надежно защищен от взлома и подделки. В систему сбора биометрических данных невозможно зайти постороннему. А на случай чрезвычайной ситуации на серверах, где хранится информация, предусмотрено дублирование. Если основной блок выйдет из строя, в любом случае останется копия.


ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Менять обычные паспорта на индикационные карты в принудительном порядке не будут. За каждым гражданином остается право выбора при обновлении документов. Тем не менее спрос на биометрические документы растет — еженедельно в нашей стране их выдают примерно трем тысячам человек.

В дорогу по QR-коду

Заходя в общественный транспорт без талончика, не спешите тарабанить в окошко кабины водителя. Лучше внимательнее осмотритесь в поисках заветного QR-кода внутри салона. Оплатить проезд онлайн можно через несколько мобильных приложений. Дело нехитрое и требует лишь пары кликов на экране смартфона.

Некоторые регионы пошли еще дальше. Например, с декабря в городском транспорте Бреста цифровые талончики можно приобрести с помощью Telegram-бота. Звучит как что-то фантастическое. Но о нововведении сообщил лично председатель Брестского городского исполнительного комитета Александр Рогачук. В своем Telegram-канале, естественно:

— Брест первым в стране запустил систему онлайн-оплаты проезда в городском транспорте через Telegram-бот и мобильное приложение (сервис T-Pay разработан ЕРИП и IBA Group для КУП «Брестский общественный транспорт»). В первый раз нужно пройти несложную регистрацию: указать номер телефона и электронную почту. Кроме того, в смартфоне должно присутствовать мобильное приложение любого банка, так как через него и проходит оплата.

Что интересно, Telegram-бот не просто помогает оплатить проезд, но фактически формирует билет: показывает номер маршрута и стоимость.

Очередей в кассы давно нет и на железнодорожных вокзалах страны. Приложением БелЖД для онлайн-покупки билетов пользуется все больше пассажиров. Взять квиток на электричку до Барановичей или поезда международных линий до Москвы можно через смартфон. Главное, потом не забыть паспорт — его спросят при посадке или вовремя контроля.

— О популярности электронных каналов продаж говорит их востребованность. За 2021 год на поезда с нумерованными местами было оформлено более 3,7 миллиона электронных билетов. Это превышает допандемийный уровень (в 2019-м электронные проездные документы оформили 3,1 миллиона пассажиров), — говорят в пресс-центре Белорусской железной дороги. — Если в 2019 году электронные билеты использовали 26 % пассажиров поездов с нумерованными местами, то в 2020 и 2021 годах их доля выросла до 34 и 43 % соответственно.

Ставка на доставку

Весной 2020-го многие страны, испугавшись неизвестности, которую нес коронавирус, предпочли запереть своих граждан в квартирах. Со временем так называемые локдауны доказали свою неэффективность, однако ощутимый след все же оставили — приучили жителей мегаполисов к курьерской доставке из супермаркетов и точек общепита. Поначалу казалось, что Беларусь этот тренд обойдет стороной. Долгое время один из отечественных ретейл-гигантов оставался едва ли не монополистом по доставке продуктов на дом. А курьеры с пиццей и суши у нас долгое время были скорее экзотикой, чем привычным явлением.

Ситуацию коренным образом изменил 2021 год, когда на рынок зашли крупные игроки из других стран: на улицах Минска и других крупных городов появились курьеры, узнаваемые по яркой форме с большими коробами для еды за спиной. Торговые сети, чтобы не остаться не у дел, тоже, пусть и не очень активно, но осваивают доставку. Понимают: за ней будущее.

Росту онлайн-покупок способствуют и российские маркетплейсы, которые готовы предложить товары по более низким ценам. Да еще и бесплатной доставкой до пунктов самовывоза (и даже до квартиры) балуют. Причем их появление можно оценивать как с положительной стороны (они являются сдерживающим фактором в ценовом вопросе), так и с негативной (это серьезный конкурент для нашей торговли).

pexels.com

ЗАКОННАЯ ЗАЩИТА

Грань между реальной и виртуальной жизнью давно стерлась. Множество финансовых, а с внедрением ID-карт и юридических операций совершается онлайн. В связи с этим в ноябре 2021 года вступил в силу Закон «О защите персональных данных». Документ важный и своевременный, учитывая, что в последние годы киберпреступники действуют более изощренно, пытаясь выудить персональные данные потенциальных жертв.

— Мы замечаем, что персональные данные зачастую продаются, передаются от одной компании другой. Поэтому одна из причин принятия национального закона заключалась в том, чтобы вернуть людям возможность влиять на то, что принадлежит каждому из нас, — говорит директор Национального центра защиты персональных данных Андрей Гаев.

С каждым днем растет количество услуг, сервисов и процессов, которые требуют от людей все более серьезного погружения в онлайн. Нравится или нет, а спрятать персональные данные дома под матрацем уже точно не получится. Практически везде — от заказа пиццы на дом или покупки талончика в троллейбусе до оплаты коммунальных услуг через приложение или получения нового паспорта — запрашивают номер телефона, адрес электронной почты или номер банковской карты. Предоставляя их компаниям или организациям, важно не забывать о том, что все это регулируется в рамках закона.

Так, Национальный центр защиты персональных данных раз в год предоставляет человеку право запросить у оператора информацию об обработке его персональных данных в интересах третьих лиц.

— Гражданин может узнать, кто и когда запрашивал информацию из иных организаций о нем самом, — поясняет Андрей Гаев. — Если возникает некая проблема взаимодействия между обладателем персональных данных и конкретным оператором, человек может подать жалобу в наш центр.

kurak@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter