Фото ria.ru
Штат Джамму и Кашмир, расположенный на севере Индии, является самой проблемной территорией этого государства. Это единственный регион Индии, где большинство населения (67%) составляют мусульмане. Кроме того, с 1947 года, то есть со времени разделения Индии и Пакистана, Кашмир является яблоком раздора между этими государствами. Официальной границы между странами здесь нет, в качестве ее служит линия разграничения между индийскими и пакистанскими войсками. Часть исторической области Джамму и Кашмир контролируется Пакистаном, который предъявляет претензии и на индийскую часть Кашмира, считая ее оккупированной территорией и способствуя разжиганию сепаратистских настроений среди мусульманского населения штата.
Антагонизм между мусульманами и индуистами имеет глубокие исторические корни со времен завоевания Индии монголами. Застарелая межконфессиональная вражда стала одной из причин раскола британской Индии после обретения независимости. Религиозный антагонизм накладывается на социально-экономические трудности — штат является одним из беднейших в Индии, с наиболее высокой долей неграмотных. А бедность и низкий уровень развития являются питательной средой для политического радикализма. Вот почему сепаратистские настроения, переплетенные с религиозным фундаментализмом, имеют в Кашмире устойчивую поддержку, становясь головной болью для индийского правительства и провоцируя перманентную напряженность в индо-пакистанских отношениях.
Проблемный штат в составе Индии имеет особый статус и пользуется намного большей автономией в сравнении с другими территориями. Так, законы, принятые парламентом Индии, на территории Джамму и Кашмира вступают в силу только после ратификации местным парламентом. Штат имеет собственную конституцию, а индийцы из других регионов не могут покупать недвижимость на территории Кашмира. Однако даже эти уступки и послабления со стороны центрального правительства оказываются не в состоянии остановить деятельность пропакистанских сепаратистов и религиозных фундаменталистов. Штат фактически находится на военном положении, вялотекущая гражданская война с периодическими обострениями длится здесь десятилетиями.
Ситуация усугубляется тем, что Индия и Пакистан являются ядерными державами, и это превращает кашмирский конфликт в угрозу мирового уровня. Индо-пакистанский конфликт глубок и идеологически мотивирован. Ислам в Пакистане является государствообразующей религией, поэтому свое влияние в Кашмире Исламабад продвигает через религиозных ортодоксов и фундаменталистов. Индия, будучи светским государством, пытается интегрировать мусульман в свой многонациональный и многоконфессиональный социум на основании гражданской лояльности и патриотизма.
В целом, эта политика в отношении мусульманской общины, которая, не считая Кашмира, составляет 150 миллионов человек, весьма успешна — религиозный экстремизм, как и сепаратистские настроения, среди индийских мусульман распространен слабо.
Однако Кашмир по-прежнему остается болезненным исключением, и решения этой проблемы у индийских властей нет. В свете радикализации ислама и появления новых экстремистских группировок на Ближнем Востоке проблема Кашмира приобретает новое измерение. Риск проникновения сюда ближневосточных экстремистов и их методов борьбы становится серьезной угрозой всей международной безопасности. Радикальный ислам может дестабилизировать весь этот обширный и густонаселенный регион. И если это произойдет, мир может столкнуться с вызовами, намного превосходящими то, что происходит сейчас на Ближнем Востоке.
shimoff@rambler.ru