Туда и дорога

«Из города на гору, с горы на дорогу, с дороги в огород, с огорода в гору. И наоборот!» Этой детской считалочке много лет, но такое чувство, что она была придумана на днях жителями деревни Батурово, что на Дзержинщине.


На козьей тропе

Уроженка деревни Батурово Дзержинского района Янина Барнатович при знакомстве часто представляется Агафьей Лыковой и добавляет, что счастье не валяется на дороге — счастье и есть дорога. Вот только, увы, к ее дому дороги нет.

— Все мои предки, как по материнской, так и по отцовской линии, из этого края. Родилась я в деревне Шумщине, а в 1984 году семья переехала в соседнее Батурово к бабушке. Уже много лет я воюю с местными властями за дорогу к дому, к которому могу добраться только в резиновых сапогах по краю колхозного поля. В распутицу ко мне на машине не доехать.
Как по козьей тропе добираюсь к родовому гнезду. Местные власти говорят, что я на хуторе живу! Но какой хутор, если у моего дома есть конкретный адрес: деревня Батурово, улица Центральная, дом 40!
Повторюсь: Центральная!

Янина Антоновна возмущена, что к ее дому не подведена дорога, а остальные жители расстроены той, что уже есть. К приезду журналиста в Батурово готовились. Импровизированный сход состоялся на перекрестке, где наиболее активные жители делились эмоциями. Вот что, к примеру, не без юмора рассказала Наталья Бируля:

— Благодаря этой дороге я в совершенстве овладела экстремальной ездой. Раньше, как ни старалась, не могла одолеть крутой подъем на перекрестке: упиралась бампером в землю, глохла и скатывалась назад. Только трактор и спасал. Теперь появился навык преодоления полосы препятствий. Возле моего дома — вообще беда. Приходится то и дело самостоятельно подкладывать обломки кирпичей. Периодически на дороге проводят текущий ремонт — подсыпают песок, щебенку, трамбуют грейдером, — но результат быстро смывается дождями, разбивается машинами, и мы возвращаемся в привычную разбитую колею.



У Валентина Хацкевича претензии не столь ироничные:

— Есть участок пути, вблизи которого протекает небольшая речушка. Весной и осенью вода поднимается и идет через дорогу. Если мороз, то образуется ледяной каток протяженностью 15 — 20 метров. Был бы кювет или труба какая шла под дорожным покрытием, вопрос решился бы, но, увы, поздней осенью, зимой, ранней весной мы ежедневно рискуем здоровьем, а то и жизнью.

Тамара Гинак работает в столичной гимназии и как человек точной науки ставит вопрос ребром:

— Мы с мужем купили здесь домик с участком 15 лет назад.
Я учитель математики и могу дать определение любому понятию. Пусть местные чиновники скажут, что называется дорогой?
Я больше 40 лет работаю педагогом, плачу налоги и, получается, не заслужила нормальный подъезд к дому? Где это видано, чтобы в начале улицы приходилось оставлять машину, надевать сапоги и идти пешком к собственному жилью? Один местный ответственный деятель мне недавно сказал: «Вы одна тут прописана. И мы должны ради вас одной дорогу делать?» И добавил: «Нет человека — нет проблемы». Муж — свидетель, он все слышал.


Дорогая дорога

Кто-то однажды мудро заметил, что дороги, которые мы выбираем, упираются в пороги, которые обиваем. Большинство жителей деревни Батурово сетуют на районные и сельские власти: мол, не вникают в жизнь простых людей, не пытаются решить многолетнюю дорожную проблему должным образом, причем раз и навсегда. Ежегодные косметические подсыпки песка и гравия, по мнению людей, — разбазаривание бюджетных средств.

Заместитель председателя Дзержинского райисполкома по строительству и ЖКХ Денис Прокопчик, выслушивав жалобы сельчан, пояснил:

— Асфальтированная дорога, проходящая через Батурово, находится на балансе «Минскоблдорстроя» и соответственно финансируется из областных средств. А дорога, о которой ведут речь люди, является местной улицей, к тому же тупиковой. И она находится на балансе местного ЖКХ. Деревня относится к Демидовичскому сельсовету. Для проведения ремонта критических участков выделено 40 тысяч рублей. Деньги поступили в бюджет сельсовета от продажи земельных участков с аукционов. Изыскать дополнительное финансирование пока нет возможности. Нужно понимать, что, помимо подсыпки дорог, необходимо уделять внимание и благоустройству населенных пунктов, решению проблем с водоснабжением и канализацией, установке дополнительного уличного освещения. Если появится возможность направить дополнительные деньги на улучшение качества дорог, мы непременно ею воспользуемся.



Подытоживая свое выступление, Денис Прокопчик пообещал:

— Критический спуск будем подсыпать. Работать планируем в сентябре — октябре. Будем использовать крупный заполнитель, где необходимо. Все критические замечания рассматриваем. У нас ведь есть и иные дороги. Если люди не жалуются, это не значит, что им стройка и ремонт не требуются.

Есть улица Центральная…

В этой дорожной истории, невзирая на противоречивость, есть общий знаменатель: в ней все правы. Вдаваясь в подробности, невольно соглашаешься с доводами каждой стороны. И люди дело говорят, и местные представители власти по существу ответствуют. Если бы только не злополучная дорога, проложенная по улице, название которой звучит издевательски — Центральная. Страшно представить, что было бы, если бы речь шла о второстепенных улицах.
Не хочется бросать камень в огород коммунальщиков, но, на взгляд автора, ямочные и косметические ремонты в данном случае — пустая трата денег. У жителей Батурово болит душа за бесцельно расходуемые бюджетные средства.
Последние, напомним, поступают исключительно от продажи на аукционах участков. И кажется, столица рядом, места живописные, но не торопятся минчане скупать землю у сельсовета. А без продаж нет денег на насущные нужды. Да и к чему огород городить, если прямо сейчас в Батурово можно купить деревянный домик с 18 сотками земли за 25 тысяч рублей? И это не единственное предложение.



К слову, когда автор материала уже вернулся в Минск, с ним связался Сергей Барнатович, сын Янины Антоновны, с которой мы начинали свой рассказ. Мужчина попросил дать ему возможность высказаться. И вот что поведал:

— В Батурово примерно 40 — 45 % людей, которые купили дома у коренных жителей. Получается, половина приезжает сюда только на выходные — и то летом. Желание иметь хорошую дорогу нормальное. Но я понимаю: для того чтобы что-то иметь, необходимо приложить какие-то усилия. Мать знает все новости, со всеми общается, но иногда понимает все по-своему. Ей невдомек, что сельсовет — это ответственность одна, ЖКХ — другая, Дзержинский исполком — третья... Многие люди в возрасте не видят разницы. Со мной не случалось, чтобы председатель сельсовета, простите за сленг, отшил меня: мол, сейчас некогда или это не его вопрос. Он всегда старается помочь. Моя мама, которую я очень люблю, не хотела слушать зампредрай­исполкома, а ведь он предложил нормальный вариант подвода дороги к дому. Там метров 20 всего провести надо. Я согласен, чтобы где-то участок подрезали, а где-то добавили, чтобы стоимость дороги была не заоблачной. Так что буду решать вопрос на местном уровне. И уверен, что во всем можно разобраться. Я буду развивать свое подворье, ведь это родовое гнездо, место силы. Но надо понимать, что с неба ничего не упадет.
Может, вспомним традицию наших предков, когда они собирались добровольно толокой и совместно решали проблемы?
Я, например, знаю, что деньги на ремонт Центральной улицы уже выделены. Председатель сельсовета сказал, что идет поиск подрядчиков. Надо провести тендер, выбрать лучший вариант.


Через тернии к терниям

И здесь, на взгляд автора, есть нюанс, который вольно или невольно влияет на наши дороги. В тендере, о котором Сергею Барнатовичу рассказал председатель Демидовичского сельсовета, выиграет компания, предложившая лучшую цену. Уже потом победитель будет ломать голову, как уложиться в сумму, заявленную ранее. И с высокой долей вероятности главной задачей подрядчика станет не добротная дорога, а желание сделать ее так, чтобы она не развалилась в гарантийный срок. Потом мы услышим старую песню: пока не продадут земли на аукционах, денег на ремонт нет. Вот тут-то наша дорога, увы, и закольцевалась. Со всеми проблемами, жалобами, угрозами и обещаниями. Как говорится, еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.
В Батурово со скепсисом ожидают осенние ремонтные работы, ибо уже не раз наблюдали за тем, как вложенные средства рассыпаются прахом.
Есть повод задуматься местным властям. Может, и правда, как советуют некоторые жители Батурово, накопить нужную сумму и сделать капитальный ремонт? Да и с планированием бюджета стоило бы разобраться. Ведь ждать, что кто-то когда-то купит на аукционе участок и можно будет на вырученные средства что-то подлатать, подсыпать, утрамбовать, — дело ненадежное. И последнее. В день визита журналиста «СБ» зампредрайисполкома Денис Прокопчик в Батурово был дважды: утром и днем. И это показывает, что руководство района старается быть ближе к народу. В ноябре газета вновь приедет на злополучную дорогу, чтобы понять, зря вышел данный материал или нет.



usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter