Пустующая усадьба Еленских, место первой авиакатастрофы и талантливые уроженцы: один день из жизни агрогородка с атмосферным названием

Туча больше не хмурится

Каких только любопытных топонимов не знает белорусская земля! Под Клецком есть место с хорошим туристическим и образовательным потенциалом — Туча… Вы спросите, может, здесь пасмурно и наблюдаются необычные погодные явления, достойные упоминания в сводках метеорологов? Возможно. Корреспондент «Р» отправилась в гости, чтобы оценить погоду в местных домиках.


«Дождливые» воспоминания


Оказалось, с погодой и настроением по календарному ноябрю здесь все в пределах климатической нормы: слегка моросит. Лет десять назад местность обрела статус агрогородка с отличной инфраструктурой: школой, почтой, Домом культуры, магазинами, а главное — архитектурными памятниками, достойными внимания. Проживает в агрогородке Туча 450 жителей.

Моим гидом по поселку согласилась стать Людмила Есис, управляющая делами Кухчицкого сельисполкома. По ходу неторопливой прогулки слушаю краткий рассказ об истории Тучи:

— Про саму деревню говорят, что ее название пошло от имени протекающей здесь речки Тучанки, а вот обстоятельства происхождения названия самой реки, увы, неизвестны. Если покопаетесь в книгах, то узнаете, что Туча принадлежала Боне Сфорце — матери Сигизмунда Августа — с 1552 года. Местность даже разрасталась до двух селений — Большой Тучи и Малой Тучи, была собственностью магнатов Радзивиллов. С XVIII века два десятка хозяйств Тучи в распоряжение получили Еленские — представители старинного волынского рода. Кстати, есть еще в Туче живой свидетель последних лет жизни панов Еленских: старожил Анатолий Кураков. Ему уже за 90 лет, поэтому на зиму Анатолия Иосифовича забирают к себе в Могилев дети.

На последнем аукционе по продаже усадебного дома ЕЛЕНСКИХ покупателей не нашлось. Достояние Тучи планируют выставить на продажу повторно.

Людмила Александровна предлагает посетить другого долгожителя поселка — узника немецкого фашизма Иосифа Черниенко. Он 1926 года рождения. Но меня сразу предупреждают: пенсионеру с непростой судьбой тяжело даются воспоминания молодости… Как и многих белорусских юношей, в 1943 году нацисты забрали Иосифа Черниенко в немецкий трудовой лагерь. Там крепкий хлопец подорвал здоровье, работая в нечеловеческих условиях в шахте до момента освобождения американцами города Эссена.
Долгожитель Тучи  Иосиф ЧЕРНИЕНКО.

Сегодня Иосиф Михайлович ходит с палочкой и, к сожалению, плохо нас слышит. 

— Мы нашу пару долгожителей стараемся не обделять вниманием да не утомлять вопросами. Приходят часто к ним школьники и соцработник, навещают дети и внуки. У Иосифа Михайловича три сына и дочь — талантливая местная поэтесса Галина Нупрейчик, — поясняет между делом управляющая делами Кухчицкого сельисполкома.

Чтобы включиться в разговор, Иосиф Черниенко открывает большую тетрадь с записями значимых жизненных дат. Говорит, что стал помечать некоторые вехи своей жизни, например дни рождения детей, какие-то достойные периоды, когда вышел на пенсию и появилось больше свободного времени. Благодаря пометкам Иосиф Михайлович ориентируется в событиях четко: после освобождения из немецкого лагеря прослужил артиллеристом на Украине в Прикарпатском военном округе, после демобилизации два года был радистом, а потом за старшим братом переехал в Тучу, где работал кладовщиком в местном совхозе. Здесь в спокойном русле прошла вся его жизнь. Пенсионер благодарит за внимание к его персоне и, как настоящий джентльмен, перед прощанием целует нам руки.

Мы выходим взглянуть на главную красу Тучи — усадьбу XVIII века, памятник классицизма, принадлежавший роду Еленских.

Судьба усадьбы


Само здание в центре агрогородка является историко-культурной ценностью, в 2011 году приобретено одной частной компанией, но инвесторы, видимо, не до конца оценили свои возможности и никаких реконструкционных работ не провели. Сейчас окна призрачного усадебного домика заколочены досками. Попасть внутрь из-за консервации невозможно. Хочется надеяться, что крыша не течет, а влага не разрушает стены некогда замечательного имения.

— Мы оптимизма не теряем. А давайте зайдем к нашим подкованным в истории коллегам из тучанской школы, — приглашает Елена Александровна.

Татьяна ДРАЧАН демонстрирует экспозицию книг о родном агрогородке.
Татьяна Драчан, заведующая библиотекой Тучанского учебно-педагогического комплекса, знает об имении много интересного:

— В XIX веке владельцем усадьбы стал Казимир Еленский. Говорят, человеком он был основательным.

Масштаб тогдашнего усадебного комплекса уж точно впечатлит современника: гостиница, хоздвор-бровар, склады, амбар, кузница, корчма, водяная мельница, коровник и много построек. И, кстати, наиболее прочные из них сохранились до наших дней. Крепкие свираны, склады и здание кузницы еще держатся. Здесь при определенных вложениях получился бы прекрасный туробъект. Но после «но» последует многоточие, в котором много материальных составляющих. Пока на воссозданное великолепие усадьбы Еленских можно полюбоваться лишь на школьном макете…

О благополучии имения свидетельствовали богатые коллекции слуцких поясов, антиквариата и ценных книг. Но вот грянула Первая мировая… Все ценности в 1914 году были вывезены из имения в Петербург и на клецкую землю уже не вернулись.

Татьяна Михайловна взволнованно делится историей трагической судьбы Еленских:

— Да, фонды петербуржцев пополнились нашим наследием, и вряд ли какой-нибудь музейный работник сегодня задумается, держа в руках слуцкий пояс, что он — из нашей коллекции. В 1939 году владелицу имения Марию Еленскую, ее дочь Ядвигу и троих внуков сослали в Казахстан, а Андрея, мужа Ядвиги, — в Карелию. Выжили из них лишь трое. И то чудом. Освобожденный в 1941 году для пополнения армии Андерса Андрей Мельжинский по счастливой случайности вывез жену и дочь Марию в Бразилию.

Бывший дом Еленских и после Второй мировой войны был востребованным. После изгнания нацистов здесь разместили госпиталь для раненых солдат. Тех, кого врачи не смогли выходить, захоронили в земле у этой усадьбы, установили памятник-обелиск павшим воинам. В советские времена до середины 1970-х годов в усадебном доме размещалась школа.



Татьяна Драчан обращает внимание на любопытный случай, произошедший в далеком 1916 году в Туче:

— То ли название поселка повлияло на это событие, то ли действительно тучи в какой-то момент здесь сгустились… Но в Туче произошла, пожалуй, первая на территории Беларуси авиакатастрофа! Здесь разбился насмерть летчик зарождающейся российской боевой авиации Алексей Рамадан. На местном кладбище есть его могила.

Солнце близко


Ольга Анатольевна Костюкевич, заведующая по учебной и воспитательной работе ГУО «Тучанский учебно-педагогический комплекс», переключает внимание с мрачноватых страниц истории на сегодняшнюю жизнь. С округи каждый день школьный автобус привозит в Тучу детишек.

— У нас 19 дошкольников и 38 учащихся, получающих общее базовое образование. Вообще, среди выпускников нашей тучанской школы много талантов, — Ольга Анатольевна листает поэтический сборник Галины Нупрейчик, посвященный детям… — А еще тучанская земля взрастила таких замечательных сыновей, как профессор Владимир Гаврищук, хирург Дмитрий Чепик, доктор биофизики и поэт Станислав Шостак, актер и бард Анатолий Длусский…



Несмотря на холодное ноябрьское утро, на кирпичное здание школы в Туче воздушным веером проливаются редкие солнечные лучи. В руках у меня трогательная открытка, сделанная учащимися, с современными видами агрогородка и красиво оформленная «папка памяти» о жизни тучанцев в разные годы. Из нее узнаю, что последняя хозяйка Тучи — Ядвига Мельжинская-Еленская — умерла относительно недавно: 10 лет назад в далеком Сан-Паулу на 93-м году жизни. В записях этой женщины много воспоминаний о счастливых годах жизни, проведенных в Туче, об аромате маминых роз перед усадебным домом, аистах, круживших над пышным парком...

shimuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter