Цветы запоздалые

Прошел год, как умер Антон Викентьевич, а на его могиле всегда свежие цветы...

Прошел год, как умер Антон Викентьевич, а на его могиле всегда появляются свежие цветы. Даже зимой, в любую погоду. Кто это делает втайне от жены и дочери? И почему? Вопросы, которые не дают покоя близким людям…

Встречаю однокурсницу. В ее глазах неописуемая радость — давно не виделись.

— Саша, ты никуда не спешишь? Ой, как здорово! Давай поговорим. Есть серьезный повод. Ты же всегда у нас на курсе был рассудительным. Не зря ведь в тебя влюблялись наши девчонки. Помнишь?

Внимательно вслушиваюсь в ее разговор: голос мрачнеет, мрачнеет, а потом появляются и слезы.

— Год тому назад у нас умер папа. Мы остались вдвоем с мамой. Плохо нам без него. Горе свое сглаживаем тем, что постоянно ездим к нему на кладбище: раньше почти каждый день, а теперь вот раз в неделю. Очень хорошим был папа, преданным. Крепко любил маму, меня… И кто бы мог подумать, что такое может происходить после его смерти?

Расплакалась так, что пришлось ее успокаивать.

— Вообще, он всех любил. Работал в министерстве, был начальником отдела. Многим помогал, ему даже домой звонили, благодарили за помощь.

— А цветы дарили? — осторожно спросил я, не намекая на всякие там подачки, взятки.

— Ой, что ты, Сашенька! Какие цветы? Однажды он нам с мамой рассказал такой случай. Помог бедной женщине в одном сложном вопросе, который долгое время не решался там, в каком-то районе, где она живет. Ну сказала бы женщина спасибо — и все на этом. Так нет же, через неделю приехала к нему в кабинет с дочкой лет десяти, в судьбе которой помощь папы была решающей (ее не принимали куда-то на учебу). Мало того, что мама в такую даль взяла с собой дочку, так еще и привезла огромный букет бордовых роз. «Это вам, Антон Викентьевич, за доброе сердце и умную голову. Спасибо от всей нашей семьи — от меня, мужа, старшего сына Вити и вот от этой дочурки». Папа вначале растерялся, не знал, что делать. Он нам говорил, если откажусь принимать такой дорогой подарок, значит, обижу не только эту женщину, но и близких ей людей. А почему, рассуждал он, мне должны дарить цветы? Я нахожусь на работе, честно исполняю свой служебный долг, мне за это государство деньги платит. Зачем цветы? Хотя, честно признался папа, неплохо было бы принести домой этот букет и подарить его мне и маме. Но он поступил иначе. С благодарностью принял розы, прижал их к груди, насладился божественным ароматом и обратился к девочке: «Тебя, кажется, Оленькой зовут?» — «Да, — за дочку ответила мама. — Та самая Оленька, которой вы помогли». Он подошел к девочке ближе, обнял ее, поцеловал в щечку и подарил ей только что принятый от мамы букет. «Это тебе, Оленька, подарок от меня. Будь здорова, счастлива и хорошо учись. Слушайся маму, она у тебя замечательная, помогай ей по дому. Договорились?»

Я слушал свою однокурсницу и не понимал, к чему она все это мне рассказывает, где тут повод для серьезного разговора со мной. Вскоре прояснилось…

— Никто, ни мама, ни я никому не рассказываем о том, что происходит на могиле отца. Ты, Саша, как умный человек, рассуди. Когда бы мы ни приехали к отцу на кладбище, всегда на его могиле лежат свежие цветы. Даже зимой. Не наши. Кто-то приносит свои. Мы с мамой в растерянности. Кто это делает? Почему? За что так благодарит? Я маме о своих подозрениях ничего не говорю, но склонна думать, что у него была любовница, и вот она даже после смерти продолжает его любить, потому и приносит на могилу цветы — до сих пор благодарит его за любовь. Просила сторожа на кладбище: понаблюдайте за могилой отца, я вам платить за это буду. Никого не ловите, не задерживайте, просто скажите, кто это делает, чтобы мы успокоились. Не согласился сторож, что делать — не знаю. Рассуди эту ситуацию.

В сложное положение поставила меня однокурсница: попробуй тут разберись…

— Давай, Ирина, рассуждать вместе будем. Если ты подозреваешь, что твой папа изменял маме, то должны быть какие-то основания для этого. Верно? Говоришь, он домой вовремя с работы приходил? Вовремя! Маме зарплату всю приносил? Всю! Отпуска вы вместе проводили? Вместе! В выходные дни отлучался подолгу из дому? Не отлучался! Так в чем же подозрения? И маму, говоришь, любил. И тебя.

Ира задумалась. Видимо, что-то крамольное хотела найти в поведении отца, но не нашла.

— Ну а цветы? Кто их приносит на могилу? И за что?

— В жизни много чего необъяснимо. Согласна? Тем более отца уже нет в живых. И сколько ни вороши прошлое — ничего не найдешь. А если, предположим, и найдешь подозрение на измену жене, то станет ли легче на душе? Не станет. Наоборот, сомнения и подозрения будут расти как снежный ком, остужая ваши сердца и души и вызывая ненависть к бывшему отцу и мужу. Стоит ли это делать? И ради чего? Не стоит! Твой папа любил тебя и маму? Любил! Вы его любили? Любили! Вот пусть и сохранится эта любовь. Не разрушайте ее. Разрушите — поступите безрассудно.

— Все это я понимаю, — рассуждала Ирина. — Но все-таки мучают вопросы: кто это делает и почему?

— В таком случае могу предположить. Твой папа был порядочным человеком, работал в министерстве. Вспомним историю с букетом роз. Бедная женщина не могла дать твоему отцу взятку за «положительное решение вопроса», а что вытворяют богатые? Они придумывают самые изощренные способы отблагодарить начальника «за услугу» и… Таким образом начальники-взяточники оказываются в тюрьмах, за решеткой. Вы с мамой должны гордиться своим отцом. Он был не из тех, кто идет на поводу у проходимцев. Он работал так, как ему подсказывала совесть. Не за взятки. И даже не за цветы. Работал, как подобает честному человеку. Предположим, он отказался от большой взятки, не принес ее домой, не рассказал вам об этом. Но тот, кто намеревался дать взятку, понял, что Антон Викентьевич ее не возьмет, и передумал, после робкого намека отступил. Допустим, это была богатая женщина. Она-то и нашла другой способ, чтобы отблагодарить. Даже более дешевый, но честный и благородный, — после смерти привозить ему на могилу цветы. Ради уважения. Ради доброй памяти о хорошем человеке. А ты, Ирина, не положила бы цветы на могилу такому человеку, который помог тебе решить «неразрешимый» вопрос?

— Спасибо тебе, Сашенька, — душевно произнесла Ирина и прижалась к моей щеке. — Дай я тебя поцелую.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter