Этой зимой поклонники отметили 85-летие со дня рождения народной артистки Беларуси Лилии Давидович

Цветы для Лилии

Она была актрисой с безупречным этическим барометром в профессии

Мне посчастливилось видеть актрису Купаловского театра Лилию Давидович на сцене несколько раз в хороших и интересных постановках. Когда пишешь о том, кого видел в работе, ­ по-другому выбираешь слова, стараешься не разбрасываться эпитетами. Лилия Михайловна была актрисой действительно уникальной — сдержанной, аристократичной, глубоко интеллигентной. Ей одинаково хорошо удавались и крестьянки, и королевы, потому что она всегда шла от своей органики. Этой зимой ей могло бы исполниться 85 лет.

sb.by

Аристократка духа

Лилия Давидович родилась 25 декабря 1936 года в Гродно. После Великой Отечественной войны окончила культпросвет­училище и была рекомендована в театральный институт, но не прошла собеседование. Вернулась в родной город, где продолжила играть на сцене самодеятельного театра Гродненского облпромсовета. В это время на нее обратил внимание Константин Санников — белорусский актер, режиссер и педагог, колесивший по стране в поисках талантов. Он и пригласил Лилию учиться в Белорусский государственный театрально-художественный институт (ныне — Белорусская государственная академия искусств) в Минске. После окончания института Лилия пришла в труппу Национального академического театра имени Янки Купалы, где прослужила более 40 лет и воплотила более 70 ролей. Счастливая театральная судьба.

«Идиллия».
На всех ролях лежал светлый отпечаток ее индивидуальности. Можно вспомнить спектакли «На дне» М. Горького, «И смолкли птицы» И. Шамякина, «Ночное дежурство» А. Делендика, «Женщина с моря» Г. Ибсена, «Погорельцы» А. Макаенка, «Русские люди» К. Симонова, «Рядовые» А. Дударева и другие. Известна театральная легенда, что Ганна, воплощенная Давидович в спектакле «Люди на болоте», растрогала автора романа писателя Ивана Мележа. На премьере он даже всплакнул.

«Много лет мы с ней сидели в одной гримерке, — вспоминала народная артистка Беларуси Мария Захаревич. — И часто играли одни и те же роли. Во время интервью журналисты часто не решались расспрашивать у меня о Лиле, опасаясь, что мы соперницы. Но этого не было. Ревности, зависти, неприятия между нами и быть не могло».

Не театром единым

Как и многие актеры своего поколения, интересы Давидович лежали не только в области театра. Лилия Михайловна активно занималась педагогической и общественной деятельностью. Являлась членом Комитета по Государственным премиям Республики Беларусь в области литературы, искусства и архитектуры, возглавляла жюри многих театральных фестивалей. У нее были замечательный муж, прекрасные дети и внуки. Она везде успевала.

К ней часто обращались с просьбами. В Купаловском она была парторгом и часто вместе с председателем месткома актрисой Еленой Рынкович ходила пробивать квартиры и премии для коллег. Позже стала депутатом Верховного Совета БССР.

«Рядовые». Фото из архива театра
Искусство и степень самоотдачи художника она всегда оценивала по гамбургскому счету, потому что была в первую очередь очень требовательна к себе. Народный артист СССР Геннадий Овсянников в одном из интервью признавался, что высокая степень самоотдачи Давидович роднила ее с Галиной Макаровой: «Это у них было общим — даже в самом маленьком клубе, в крошечной деревенской хате обе играли «по большой правде», будто в серьезном театре. Или скорее вообще не в театре».

На сцену выходила личность

Тепло вспоминает об актрисе и драматург председатель Белорусского союза театральных деятелей Алексей Дударев, Лилия Михайловна играла в двух спектаклях по его пьесам — «Рядовые» и «Черная панна Несвижа»:

— Она была такой актрисой, где каждую букву надо было писать с заглавной — «АКТРИСА». После премьеры «Черной панны…» она подошла ко мне и сказала: «Спасибо тебе за пьесу, хоть в конце жизни похожу в красивых нарядах». К спектаклю художник Борис Федосеевич Герлован придумал действительно потрясающие костюмы. Мы показывали постановку на гастролях в Несвиже, где у Лилии Михайловны была дача. Она нас замечательно принимала вместе с Раевским после спектакля. Всегда была красивой и в жизни, и на сцене. Общался с ней только по творческим вопросам, но могу предположить, что характер у Давидович был непростой. И близким с ней, наверное, тоже было непросто. Но им можно только позавидовать — они общались с личностью. И на сцену всегда выходила не актриса, а личность.

Условия диктует женщина

Из поздних ролей Лилии Михайловны многие запомнили королеву Филиппу Джеймс из лирической комедии «Условия диктует женщина». В этой легкой комедии она играла вместе с Геннадием Гарбуком. Уршуля в комедийной «Идиллии» по Винценту Дунину-Марцинкевичу вносила свою ноту в богатейший актерский ансамбль.

Умерла талантливая актриса в 2002 году, но образы, созданные ею, живут в памяти благодарных зрителей. Ее светлого таланта не хватает нам и сегодня. 

И смолкли птицы

«Звон — не молитва».
— В спектакле «И смолкли птицы» я играл ее сына, — вспоминает заслуженный артист Беларуси купаловец Владимир Роговцов. — И это было, конечно, наслаждение. Лиля — редкая актриса, прежде всего гениальный партнер. Если ты посылал ей на сцене в реплике то или иное эмоциональное состояние или чувство, она в двойном размере возвращала тебе его обратно, и это неимоверно окрыляло. Никогда не тянула одеяло не себя. А как она играла Юлию Тугину в «Последней жертве» по Островскому в дуэте с Леонидом Рахленко! Лучшей Тугиной я никогда потом не видел. Мы интересно парт­нерствовали в психологической драме «Пирамида Хеопса» Валерия Раевского по пьесе питерского драматурга Юрия Ломовцева. Это был очень интересный спектакль, драма обычной семьи, попавшей, как и миллионы советских семей, в жернова распада великой советской империи. Ее героиня по фамилии Семенова потеряла сына в Афганистане. В этой роли Лилия Михайловна очень многое уводила в подтекст. Работала тонко, пронзительно. Может быть, у спектакля не было такого большого зрительского успеха, к которому мы привыкли, тем не менее он появился вовремя. Был в творческом смысле важен и для Купаловского театра, и для нас, актеров, попробовавших себя в стилистике камерной экзистенциальной драмы а-ля фильмы Ингмара Бергмана.

Кроме театральной сцены, мы много работали с Давидович и на радио, записывали радиоспектакли. Например, «Паром на бурнай рацэ» по Владимиру Короткевичу. Давидович всегда была собранна, никогда не делала замечаний партнеру, даже если он ошибался, никогда не капризничала. Я вообще по жизни не люблю актрис-капризуль. В ней не было провинциализма, дешевой звездности. Она всегда несла себя высоко, потому что была настоящим глубоким человеком и звездой истинной — в полном смысле этого слова.

ИЗ ДОСЬЕ

♦ В труппе Купаловского театра народная артистка Беларуси Лилия Давидович прослужила более 40 лет и сыграла более 70 ролей.

♦ В фонотеке Белорусского радио ­хранится не менее 200 радиоспектаклей с участием актрисы.

♦ В 1975 году Лилия Давидович была удостоена звания народной артистки БССР. В 2001-м о ней был снят ­документальный фильм «Лилия Давидович. Звездная история».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter