Обзор книг Станиславы Умец «Дзіцячы атлас Беларусі. Славутыя асобы», «История белорусской государственности. Том первый» и Олега Чухонцева «Гласы и глоссы»

Цветные витражи времен

История белорусской государственности. Том первый. 
Минск, Беларуская навука, 2018

Издание ждали давно, и уже первый том доказал его востребованность: книга сразу стала лидером продаж. Причем интерес не ограничивается Беларусью: на недавней Московской книжной выставке-ярмарке «История белорусской государственности» неизменно пользовалось успехом. В первом томе описывается период от древности и до конца XVIII века, то есть до исчезновения Речи Посполитой. Масса уникальных фактов подтвердит любым скептикам мнение одного из авторов академика-секретаря Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси Александра Ковалени: Беларусь никогда не была колониальной территорией, белорусский этнос всегда выступал как составная часть государственнообразующего процесса, и наперекор всем сложностям белорусский народ сохранил свой язык, культуру, традиции, обычаи. Книга богато иллюстрирована: здесь и карты, по которым можно наглядно проследить политические процессы, и портреты, и артефакты. Например, пушка «Гидра» из Несвижского замка Радзивиллов 1599 года иллюстрирует высокое развитие артиллерии, фрагмент гравюры XVII века с изображением придворного оркестра — европейский уровень культуры. Приводится много удивительных фактов, например, что уже 5 тысяч лет тому назад на белорусской территории были шахты и шахтеры. У книги 29 авторов — авторитетных ученых, серия будет переведена на несколько языков.
«Исследование истории белорусской государственности изобилует неизвестными фактами, например, о найденной коллекции музыкальных инструментов эпохи неолита».
Станiслава Умец. Дзiцячы атлас Беларусi. Славутыя асобы. 
Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2019

Папярэднiя атласы, якiя выйшлi ў гэтай серыi, распавядалi юным чытачам пра прыроду Беларусi, яе архiтэктурныя помнiкi, легенды i паданнi i адразу зрабiлiся бестселерамi. Гэты выпуск, прысвечаны славутым людзям нашай краiны, таксама выклiкаў вялiкую чытацкую цiкавасць. Аўтар — маладая пiсьменнiца Станiслава Умец, якая нядаўна стала лаўрэатам Нацыянальнай лiтаратурнай прэмii ў намiнацыi «Дэбют». Кожны раздзел кнiгi прысвечаны якой-небудзь вобласцi, да карты, змешчанай на развароце, прывязаны бiяграфii славутых людзей — ад Усяслава Чарадзея, полацкага князя, якi па легендзе мог ператварацца ў ваўка, i да Яўгенii Янiшчыц, паэткi ХХ стагоддзя. Вось, напрыклад, першы разварот, прысвечаны ўраджэнцам Брэсцкай вобласцi. Асветнiк i выдавец Iван Фёдараў, той самы, якi надрукаваў першую рускую кнiгу, нарадзiўся ў вёсцы Петкавiчы Баранавiцкага раёна. Паэт i рыцар XVI стагоддзя Андрэй Рымша родам з вёскi Пенчын таго ж Баранавiцкага раёна. Апошнi канцлер ВКЛ Iахiм Храптовiч нарадзiўся ў Ясенцы, а апошнi кароль Рэчы Паспалiтай Станiслаў Панятоўскi з Воўчына Камянецкага раёна. Вытрымлiваецца храналагiчны прынцып: на апошнiх разваротах, прысвечаных Брэстчыне, яе больш познiя ўраджэнцы — Рыгор Шырма, Мiхаiл Пташук, Нiна Мацяш... Атлас аформлены ярка, iнфармацыя падаецца запамiнальна i даступна, прыводзiцца шмат уразлiвых фактаў, што змушаюць па-iншаму зiрнуць на гiсторыю сваёй радзiмы.

Олег Чухонцев. Гласы и глоссы. Извлечения из  ненаписанного. 
Москва, ОГИ, 2018

Книга печальная, прозрачная, звенящая, как чисто вымытый тонкостенный бокал с едва заметной трещинкой. Надлом от осознания: все равно прочитают единицы, все равно поймут не все… Когда-то книги Олега Чухонцева выходили огромными тиражами, как у всех известных поэтов в ту эпоху, а теперь свелось максимум к тысяче. Зато можно на страницах, изначально предназначенных не для всех, кричать и шептать все что угодно, как в колодец или в лес. Можно вообще издать черновики. Как в данном случае. Обрывки стихотворений, отрывочные образы, мысли… Хотя скорее речь идет не о черновике, а о поэтическом дневнике либо замаскированной под него поэме. 

С балкона глядя на пустырь
С канавкой вдоль железной сетки,
Где целлофановый пузырь
Трещит, намотанный на ветке...

Писатель Михаил Анчаров, рассуждая, чем отличается искусство от ремесла, утверждал: ремесло имеет образец, а у искусства только горизонт, у ремесленного изделия есть конечная форма, а произведение искусства должно быть закончено на каждом из этапов своего создания. Обрывочные поэтические записи Чухонцева тоже не оставляют впечатления незавершенности, а вопринятые в целом складываются в одно произведение с одной атмосферой.

Белый лист — это лес в туман,
А на ветке свистит чирок.
Нет бы взять — да стоишь, профан,
Забывая спустить курок... 

Пресловутое «заговаривание быта деталями», вглядывание в природу, в которой современный глаз уже не отличит чирка от нырка, поэт, ощущающий себя чужим и ненужным (а когда было иначе?).

Пишешь, пишешь на чем попало и где придется,
Не уследит голова, что начертит рука,
Но от всей писанины только и остается
Разве что оговорка, вычерк черновика.

Перед нами очередная возможность вернуть себе вкус к поэзии. Воспользуйтесь.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр. Независимости, 72.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter