Цвета белорусского fashion

Есть ли у белорусского фэшн свое лицо? Интервью с фотографом Эндрюсом Ковасом и дизайнером Натальей Цуран
Много ли белорусских моделей появлялись на обложках Vogue? Таня Дягилева, Марина Линчук, Оля Шерер, Юля Швец и Анабела Беликова. Еще несколько имен – и все. Не так уж много для журнала со столетней историей.

Это говорит, конечно, не о том, что в нашей стране мало красивых девушек. Напротив, славянская красота не выходит из моды ни на Западе, ни на Востоке. Просто мода – это индустрия, и для успешной карьеры девушке нужны не только красивая внешность и талант, но еще и блестящие фотографы, а также опытное модельное агентство, которое найдет для нее рекламные заказы, познакомит с мировыми брэндами и организует поездки в другие страны. Именно из-за отсутствия в Беларуси развитой индустрии большинству наших моделей приходится уезжать за границу и искать работу там. Ведь цель – обложка Vogue, а не разворот в местном журнале.

Но можно ли прийти к тому, чтобы уровень модных журналов в Беларуси позволял моделям работать на родине, а само словосочетание fashionphoto стало привычным для каждого покупателя? Поговорить на эту тему я решила с Эндрюсом Ковасом, белорусским фотографом, который регулярно снимает тесты для молодых моделей (обязательные для портфолио снимки с минимумом макияжа, необходимые для того, чтобы показать натуральную красоту). Вместе с ним, а также дизайнером Натальей Цуран мы попытались выяснить, есть ли у белорусского фэшн свое лицо и кто должен его создавать.

 
Серия "Memories" Эндрюса Коваса

Красивая картинка 


- Сейчас все больше белорусских фотографов тяготеют к фэшн-съемке, – начинает разговор Эндрюс. – Она дает хорошие возможности для профессионального развития. И глянцевые издания, и дизайнеры, и модели заинтересованы в публикации красивых снимков. Это задает высокую планку, к которой можно стремиться.

- Именно поэтому ты сразу начал работать с моделями?

- Сфотографировать обычную девушку сложнее. Когда начинаешь работать в студии, интересно поэкспериментировать с техникой, почувствовать свет, набить в чем-то руку. Хочется меньше думать о красивом ракурсе для девушки и о том, чтобы отдать ей хороший снимок, а больше заниматься техническими вопросами.

- Но моделей тоже нужно направлять. Сколько на это может уйти времени?

- В основном ко мне приходят девушки, для которых это первые или одни из первых работ с фотографом. Соответственно они ничего не знают, не умеют и нуждаются в том, чтобы их направляли и вдохновляли. На съемках я обычно жду, когда модель дойдет до своего предела. Когда она сделала все, что придумала дома, и говорит: "Я больше ничего не умею, я пошла", я отвечаю: "Вот теперь начинаем работать". На это может уйти час, а может и 7. Дело в том, что я снимаю портреты, а это в первую очередь взгляд. Если он пустой, снимок не зацепит в агентстве никого. И чтобы достать этот взгляд, девушкам в самих себе нужно пройти очень много этапов. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что высокие, красивые, стройные модели в чем-то себе не нравятся – и это отражается в глазах и на снимках.

- Но ведь в фэшн-фотографии как раз «недостатки» во внешности и интересны. Это то, что выделяет модель из сотен просто красивых девочек.

- Да, это клево. Но когда просишь девушку намочить волосы и открыть уши, которые она считает слишком большими и попросту ненавидит, столько труда стоит уговорить... И моя задача – сфотографировать их так, чтобы девушка посмотрела на себя и сказала: «Вау, я офигенная».

- Словом, одна красивая фотография помогает избавиться от комплексов?

- Да. И эти семь часов съемок как раз и проходят в борьбе с комплексами. Модель может за это время и поплакать, и захотеть уйти домой. Тогда мы начинаем разговаривать, а через час, когда эмоции утихают, продолжаем работать. Если я вижу в девушке какие-то недостатки, я не буду о них говорить. С этим справятся в агентстве.

- Для тебя главное в кадре – взгляд?

- Да, но иногда слишком жизнерадостный взгляд портит фотографию, и я стараюсь его приглушить. Иногда мне нужно, чтобы в глазах не было тепла, если я вижу в лице холодную красоту.

- А вдруг ты ошибаешься и девушка на самом деле другая?

- Картинка все равно честная.

 
Серия "Memories" 

Как белорусскому фотографу стать известным


- В кинотеатре «Победа» сейчас проходит выставка твоих фотографий Memories. О чем эти воспоминания? 

- Название родилось после того, как все работы были уже отсняты. Это фотографии разных лет, которые мне наиболее близки. Сама же выставка была инициирована Яниной Гончаровой, организатором Белорусской недели моды. Помог великий и могучий инстаграм. Янина была подписана на мой аккаунт, где я регулярно выкладываю свои работы.

- В серии много черно-белых фотографий. Эти цвета имеют особое значение?

- Я всегда к ним стремлюсь, даже когда есть потрясающий яркий макияж. Цвет мне чаще мешает выразить себя. Какой-то я скучный, наверное, да?

- Не думаю. А какой из двух цветов ты предпочтешь: черный или белый?

- Белый. И свою первую серию «Альбино» я снял именно из-за красоты белого. Белый – это жизнь, надежда. Черное никогда не приведет к прогрессу. Белый – самый счастливый цвет.

- То есть альбиносы – самые счастливые люди?

- Да. Только на них косо смотрят.

- Сложно в Минске организовать свою фотовыставку?

- И да, и нет. Всегда нужны единомышленники. Серию «Альбино» я снимал независимо от мысли выставляться, и только когда фотографии уже были готовы, стал думать, как их показать людям. ВКонтакте их и так бы увидели, поэтому я спросил у организаторов «Большого Модного Маркета», возможно ли выставить их в рамках фестиваля. Оказалось, без проблем. Тогда же меня попросили прислать снимки для публикации в журнале FashionCollection.

- Получается, фотографам никто не мешает?

- Если есть продукт, он будет востребован. У нас есть и площадки, и интересующиеся люди. 

- Сложно ли белорусскому фотографу добиться того, чтобы его снимок опубликовали в европейском модном журнале?

- Можно поехать со своим портфолио на специальную встречу с директорами модных журналов, пообщаться с ними, показать свое портфолио. И если ты их заинтересуешь, тебе предложат сотрудничество. Все реально. В Украине, например, проводилась такая встреча с журналами Harper`sBazaar, Elle, Vogue, только участие было платное. Сложнее снимать круто, чем найти, кому предложить результат.

 
Серия "Albino" 

Сколько стоит фэшн


- Для Запада сотрудничество фотографа и дизайнера – обычная практика. У нас же до сих пор не все дизайнеры понимают, зачем вообще нужны лукбуки или имиджевые фотографии своего брэнда. Вы с Натальей Цуран как раз недавно работали над совместной серией. Расскажите о ней.

Наталья: Мы с Эндрюсом переписывались на протяжении нескольких месяцев, я ему постоянно скидывала ткани, какие-то свои мысли, эскизы, объясняла концепцию, историю коллекции. Мы разговаривали про одиночество, про терзающуюся душу человека (этой теме посвящена коллекция. – Прим. автора). И придумали снимать серию на Комаровском рынке, абсолютно не фэшн-месте, среди толпы, продавцов и бабушек. Контраст рынка и модели в образе получился очень интересным.

- Как люди реагировали на съемки?

Эндрюс: По-разному. Одни говорили "уходите быстрей, мы милицию вызовем", другие "о, это модели? можно с ними сфотографироваться?". Вся радуга эмоций. Много девочки наслушались про себя. Наши люди еще не привыкли видеть моделей на улице. Сама же съемка была достаточно экстремальной. Мы тайком пробрались на рынок, поэтому все нужно было делать с первого раза, подойти к модели и что-то ей объяснить не было возможности.

- Можно ли снять качественный фэшн с нулевым бюджетом?

Наталья: Когда крупные производители одежды в нашей стране проводят рекламные кампании и делают имиджевые фотографии, они имеют колоссальные бюджеты. Но непонятно, во что они их вкладывают, потому что без слез на эти работы не взглянешь. В то же время молодые белорусские дизайнеры умудряются с нулевыми бюджетами делать фотографии такого уровня, что их можно запросто отправлять в глянцевые журналы. Все дело в том, что сделать хороший имиджевый снимок можно только при полном взаимопонимании между дизайнером и фотографом.

- С какими бюджетами работают за рубежом?

Эндрюс: Я знаю про съемки бюджетом 10 тысяч евро, а в процессе доходит и до 40. В стоимость входят свет, техника, перелеты, аренда, оплата работы большой команды. Иногда фотографы приезжают, допустим, в Милан, им нравится там какая-то улица, но они не будут снимать на месте, а построят ее в павильоне. Потому что так работать комфортнее. Причем бывает так, что они распечатывают часть улицы на фотообоях и специально их недоклеивают, чтобы рулоны были скручены и на снимке было видно, что это фейк, обман. И это тоже интересно. Но 10 тысяч евро – это не какие-то заоблачные бюджеты, потому что одни только фотоаппараты могут стоить от 40 тысяч.

- Многие из тех, кто имеет отношение к моде, просят людей не сравнивать нас с мировым уровнем, ведь мы только начинаем делать то, на что у Европы ушли десятки лет. Эту мысль мне в интервью озвучила в том числе Янина, организатор BFW. В фэшн-фотографии иначе?

Наталья: Сравнивать действительно не стоит, индустрия еще на начальном этапе, но чувствуется развитие. Сейчас появились и дизайнеры, и шоу-румы, и модные фотографы. Дальше мы должны работать на то, чтобы все это стало нормальным бизнесом, а не инициативой.

Эндрюс: В то же время фэшн – это одежда. А снимать обычную одежду никому не интересно. Чем больше у нас будет дизайнеров с хорошими коллекциями, тем больше это поможет фотографам делать достойные снимки, которые будут интересны не только в Беларуси. А талантливые люди у нас в стране есть. Например, Таня Кежа, Елена Ерышева. Елена в свое время задала такую планку, ради которой некоторые белорусские фотографы вернулись из-за границы. Это был настоящий вызов.


Имиджевая съёмка Natasha TSU RAN  "Monologue"

Мода на Беларусь


- Получается, и талантливые люди, и возможности у нас есть. А есть ли у белорусской модной фотографии свой узнаваемый стиль, национальный оттенок?

Эндрюс: Насколько мы стараемся быть самобытными, насколько мы сами знаем белорусское, ценим и рекламируем его, на том же уровне это проявляется и в фотографиях. У нас гордость за свое белорусы стараются спрятать очень глубоко и не показывать. Но если этого нет в каждодневной жизни, этого не будет и в творчестве. Ведь творчество – это отражение того, чем живет художник. Вообще эта проблема должна решаться еще с детского сада, только тогда в Беларуси вырастут другие люди с другим подходом.

- Ты сам как фотограф делаешь что-то в этом направлении?

Эндрюс: Фотография не говорит, она показывает. Что я могу, к примеру, сделать как фотограф? Показать, что наша белорусская красота не такая, как у итальянок или азиаток. И я делаю акценты на нашей внешности. А в работе с дизайнерами мне нужна одежда с национальным колоритом, и это уже работа других.

- Наталья, вы как дизайнер согласны с тем, что нам не хватает белорусского колорита в одежде?

Наталья: Недавно я делала показ во Львове. Там, наверное, только в 5% коллекций дизайнеры не обращались к национальной теме. Везде присутствовали либо стилизация народных костюмов, либо украинские детали и орнаменты, либо сопровождение... Идет, например, показ, а на заднем плане – фотографии Майдана. У нас ничего подобного нет. Нет такого патриотизма, чтобы в модной одежде выражать какой-то протест войне или событиям. Конечно, я говорю о стране, в которой все спокойно, и если бы у нас что-то подобное происходило, наверняка творческие люди не стали бы молчать. Но даже когда в Украине не было войны (год назад я тоже была на показе на юге страны), половина их коллекций имела национальные оттенки, вышивки, силуэты... В Беларуси это не востребовано, потребитель не готов. Если ты сделаешь платье с каким-то национальным мотивом, неизвестно, продастся оно или нет. Поэтому наши дизайнеры стремятся к европейскому стилю, к лаконичности, чистоте и минимализму. К тому же нельзя сделать коллекцию о том, чего не понимаешь, не чувствуешь.

Эндрюс: Если поставить цель и вырастить новое поколение с любовью к национальному, они и будут потребителями таких образов, они будут этим пропитаны. Если поколения нет, продаваться такие вещи не будут.

Наталья: В той же Украине на каждом углу продаются вышитые сорочки и венки. У них не стыдно ходить в такой блузке по улице. И гордость даже за Украину берет, когда смотришь на людей, ведь это красиво.

Эндрюс: Красиво, когда существуют разные культуры, разные языки. Мир многое теряет, если мы не привносим аромат белорусского в общий букет всех культур. Но чтобы сделать белорусское модным, многое нужно сломать. 


Выставка "Memories" в кинотеатре "Победа"


Сколько лет еще уйдет на то, чтобы «сломать и построить», не могут предсказать ни дизайнеры, ни фотографы, ни руководители агентств. Но за последние несколько лет белорусская мода во всех направлениях сделала такой большой скачок, что это заметили, пожалуй, даже те, кто одевается по принципу «чем ближе к дому». Только этот уровень нас все равно не устраивает, и словосочетание «белорусский fashion» вызывает скорее улыбку. Почему? Слишком много хороших примеров из мировых столиц моды и слишком много некачественного продукта осталось у нас. Хорошие идеи просто теряются в их массе. Рекламщикам и заказчикам до сих пор проще раздеть модель в кадре, чем думать над созданием истории, тем более аутентичной, а вкус белорусского потребителя почему-то упорно считают «невзыскательным». По-моему, это уже давно не так. Индустрии хоть и не хватает европейских бюджетов, но в конечном итоге все определяется именно им, чувством вкуса. А еще нашим интересом к национальному. Не будет его – не будет и смысла говорить о развитии белорусской моды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter