Цвет и гармония нашего единства

Залог успешности любого экономического и политического объединения стран – наличие крепких духовных и культурных связей их народов.

Залог успешности любого экономического и политического объединения стран – наличие крепких духовных и культурных связей их народов. Эти связи между Россией, Беларусью, Казахстаном, Арменией и Кыргызстаном имеют вековую историю. Народы, населявшие наши страны, находились в постоянном плодотворном взаимодействии, и об этом писал в своих работах великий мыслитель и историк Лев Гумилев. Несмотря на различие вероисповеданий, языков, традиций и обычаев, сегодня мы продолжаем успешно вести культурный диалог. Во многом благодаря общей истории: немало событий объединило наши народы и в горе, и в радости, и в борьбе с врагом.

Евразийское культурное пространство крепнет с каждым годом благодаря многочисленным фестивалям, совместным гастролям артистов и выставкам художников.

Ежегодно в Беларуси и России проходят Дни культуры Казахстана, а казахские друзья с радостью принимают у себя в гостях российских и белорусских артистов, литераторов, художников и других деятелей искусства. Недавно присоединившиеся к Таможенному союзу Армения и Кыргызстан, несомненно, также внесут свой весомый вклад в развитие нашего культурного диалога.

Бесчисленная плеяда артистов театра и кино, художников, музыкантов, литераторов сегодня являются культовыми символами евразийского культурного пространства.

Чтобы рассказать о них, безусловно, не хватит и огромного собрания сочинений. Мы представляем некоторых из этих наиболее ярких представителейевразийской культуры.

Киргизский Гомер
В декабре весь читающий мир отмечает 85-летие выдающегося киргизского классика Чингиза Айтматова. Его произведения, переведенные на множество языков, выдержали сотни переизданий.
Мировую известность писателю принесла повесть «Джамиля», которая впервые была опубликована во Франции в переводе Луи Арагона. Она популярна и любима читателями. Только на немецком языке повесть переиздана около 40 раз. После «Джамили» появились повести «Верблюжий глаз», «Первый учитель», «Материнское поле», все они вошли в сборник «Повести гор и степей» (1963), за него автор получил Ленинскую премию. Все эти произведения выходили одновременно на русском и киргизском языках. В 1965 году повесть «Первый учитель» экранизировал Андрей Кончаловский, называющий Айтматова «киргизским Гомером». А за повесть «Прощай, Гульсары!» (1968) писатель получил первую Госпремию СССР. Всего их было три – за литературную основу художественного фильма «Белый пароход» и за роман «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»). Последним в СССР был опубликован роман  «Плаха» (1986). Всего госнаград у классика – 46, на Нобелевскую премию его выдвинули в конце жизни и, как водится, вручить не успели. В год своего 70-летия в 1998 году Айтматов был еще раз удостоен звания Героя Кыргызстана и признан народным писателем у себя на родине. В постсоветское время за рубежом были изданы «Белое облако Чингисхана», «Тавро Кассандры», «Сказки», «Детство в Киргизии» и «Когда падают горы» («Вечная невеста»).

Симфония духовного родства
Гордость культуры Союзного государства – Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр, успевший, несмотря на свой юный возраст, покорить зрителей Германии, Италии, Чехии, Великобритании.
Дирижируют оркестром молодых дарований лауреаты международных конкурсов Вячеслав Валеев (Россия) и Александр Галанов (Беларусь). О своих подопечных «СВ» рассказал Вячеслав ВАЛЕЕВ:
– Если говорить об особенностях нашего оркестра, следует помнить, что здесь каждый – будущая звезда. В чем-то он обязательно супергений, потому что обладает не только слухом, навыком попадать в ноты и быть в постоянном контакте с дирижером, но он – один из тех, кто создает музыку на концерте. Когда наши ребята начинают играть, из подростков они превращаются в музыкантов и на них по-другому начинаешь смотреть. Концентрация внимания на сцене феноменальна, и, нет сомнения, играют у нас лучшие ребята страны, за исключением случаев, когда будущие Паганини по каким-то причинам не попали в отборочные сети.
Стараюсь вдохновить ребят на музицирование, разбудить в них творческое начало, чтобы души их начали трепетать. И когда каждый пытается донести до меня то, что хочет, и я ощущаю эту подачу множества энергетик, более ярко начинает звучать палитра.
Язык музыки не имеет границ. В отличие от воздействия на разум музыка сразу попадает в сердце. На гастролях в Лондоне английские зрители на интуитивном уровне поняли, что единение между нашими странами, Россией и Беларусью, существует не на бумаге, это действительно братские отношения двух народов. Убедило их в этом то, что огромный коллектив, который они видели на сцене, встречается лишь два раза в год, а играет как один человек.

Покоривший Голливуд
Казахский кинорежиссер, сценарист, продюсер, клипмейкер Тимур Бекмамбетов, вошедший в пятерку лучших режиссеров мира, в Казахстане личность одна из самых известных.
Родился Тимур в 1961 году в городе Гурьев Казахской ССР. Окончив Ташкентский театрально-художественный институт по специальности «художник театра и кино», в 1987 году переехал в Москву. И занялся производством рекламных роликов. На этом пути его ждал успех.
Но молодого человека влекла кинокарьера. Его фильм «Пешаварский вальс», посвященный афганской войне, получил призы фестиваля в Карловых Варах и на «Кинотавре». Позже режиссер был приглашен  в Голливуд, где  его заняли в ряде проектов группы кинокомпаний Fox.
В России он снимает «Иронию судьбы. Продолжение» – сиквел и одновременно ремейк знаменитого рязановского фильма, а в Голливуде – картину «Особо опасен», продюсирует  мультфильм «9» и «Черную Молнию». В середине 2012 года на экраны выходит его картина «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров».
Корни своего творчества в кинематографе сам режиссер определяет так: «Мне нравится пугать людей, а американцы имеют большой опыт в этом деле». И подчеркивает, что  не собирается связывать свою судьбу с Америкой.
А пока режиссер снимает и продюсирует популярные у народа «Елки», «Выкрутасы» вносит свой вклад в создание картин – «Горько!», «Игра в правду», «Снежная королева», также рассчитанных на зрительский успех.

Свой среди своих
Список наград народного артиста Беларуси, лауреата Госпремий СССР, Беларуси, РФ, премии Союзного государства Владимира Гостюхина внушителен, но главной наградой актер считает внимание зрителей.
Владимир Гостюхин родился на Урале в 1946 году и, было время, слыл свердловским хулиганом, пока не стал заниматься в театральном коллективе в Доме творчества имени Я. Свердлова под руководством Ольги Петровны Солдатовой. Имя этой женщины он ставит в ряд с именами мамы и Ларисы Шепитько, которой обязан ролью предателя Рыбака в фильме «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников».
После этой роли на киноэкранах стали появляться образы крепких мужиков в его исполнении. Критики начали говорить о рождении гостюхинских образов-символов, корнево связанных со своими героями. Конечно, в числе первых вспоминают и водителя Сергея из фильма «Урга. Территория любви» Никиты Михалкова, и «дальнобойщика» Федора Ивановича.
Владимир Гостюхин сыграл в десятках фильмов, но лучшими его киноработами считаются – «Время выбрало нас», «Возьму твою боль», «Охота на лис», «Берег», «Наш бронепоезд», «Урга». В 1988 и 1989 годах актер признавался лучшим на кинофестивале «Созвездие» в Калинине (Тверь). Гостюхин широко известен и как режиссер Театра-студии киноактера при «Беларусьфильме». Он поставил спектакли «Миленький ты мой» (существует и в телеверсии), «Голоса» по Михаилу Ворфоломееву, «Анна Снегина» по поэме Сергея Есенина.
На вопрос, чем примечательна для него премия Союзного государства, Владимир Васильевич ответил так: «За премиями не гоняюсь. Если достоин – награда меня найдет, нет – значит, нет. Но премия Союзного государства особенная, поскольку я никогда не разделял Беларусь и Россию, не расставался с ними. Родился в России, живу в Беларуси, и там и здесь чувствую себя дома. Все, что происходит в России и Беларуси, воспринимаю всем сердцем, болею, переживаю. Для меня наша великая страна остается реальностью до сих пор и будет до конца жизни в моем сердце».

Философ с кистью
Выдающийся художник Армении Мартирос Сарьян создал многочисленные яркие живописные образы своей солнечной родины.
Но он был не только талантливым живописцем, призванным мастером цвета, но и оригинальным мыслителем, необычайно тонко чувствовавшим душу своего народа и столь же чутко понимавшим ментальности других. И верившим в объединяющую силу искусства.
«Искусство есть достояние человека. Оно – зеркало, в котором отражаются, словно навеки запечатлеваясь, проявления человеческого духа. Если народ умирает, его искусство все равно продолжает жить».
«Природа всегда и везде прекрасна, потому что чиста. Народы на нашей планете дополняют друг друга и составляют одно целое. Чем отчетливее и чище национальные особенности, тем богаче и интереснее целое. Значит, насколько оно национально, настолько и общечеловечно...»
«Каждый народ представляется мне могучим деревом. Его корни уходят в родную землю, а усыпанные цветами и плодами ветви принадлежат всему миру...»
«Искусство не должно возвращать людей в кошмар, который они пережили наяву. Глазам, пролившим слезы, и душам, испытавшим страдания, надо дарить красоту и радость».

Для искусства ничего невозможного нет
Один из многочисленных примеров прямых связей в едином духовном пространстве Евразии: в октябре в Минске с огромным успехом прошли Дни культуры Казахстана
в Беларуси.
Не секрет, что белорусские песни любят во многих странах. Но то, что «Касіў Ясь канюшыну» и «Молодость моя – Белоруссия» можно петь под аккомпанемент казахских народных инструментов, поистине вызывает удивление.
– Культура – именно та сфера, в которой обязательно должно развиваться наше сотрудничество, – заметил по этому поводу министр культуры и информации Казахстана Мухтар Кул-Мухаммед.
Ежегодно в Беларуси проводят Дни казахского кино, а в Казахстане белорусские ведущие артисты оперы принимают участие в международном фестивале «Опералия». Раз в два года Казахстан и Беларусь проводят обменные Дни культуры. В этом году гостей из Казахстана принимала белорусская сторона. Дорогим подарком от жителей страны степей стал большой гала-концерт в Белорусском государственном академическом музыкальном театре.
Особенно порадовало белорусов выступление всеми любимой народной артистки Республики Казахстан Розы Рымбаевой. В Беларуси Рымбаева выступает далеко не в первый раз.
– Весной выступала в Гродно, прошлым летом у меня был концерт в Минске. «Славянский базар» вообще для меня как родной, – призналась артистка. – Я несколько раз была членом жюри и почетным гостем фестиваля. Считаю, что в Беларуси меня отлично принимают. Я люблю Беларусь. Люблю «Песняров», «Сябров», частые мои гости – Ядвига Поплавская и Александр Тиханович.
Казахские артисты не делали акцент только на фольклоре, а представили во время гала-концерта все разнообразие своей культуры.
– Было приятно наблюдать, как на одной сцене традиционное сочетается с современным – начиная от звуков домбры и заканчивая чем-то близким к року, – поделился впечатлениями председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Геннадий Пальчик. – Порадовал высокий уровень молодых оперных певцов Казахстана.
Судя по реакции зала, концерт удался на славу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter