Цвет дисциплины

Скоро я перестану думать про Японию. А пока припоминаю эту страну всякий раз, когда почти по моим ногам на пешеходном переходе проносится очередной автомобиль. Он пролетает перекресток на откровенно красный сигнал светофора, а я тут же думаю, что в Стране восходящего солнца за такое нарушение можно загреметь за решетку. До 6 месяцев исправительных работ! Плюс внушительный штраф. Но не столько страх наказания, сколько его неотвратимость заставляет гордых потомков самураев почтительно тормозить даже на желтый свет. Каждый японец знает, что его нарушение будет тут же зафиксировано бесстрастной электроникой, против которой бессильны катана и карате.

У нас, к сожалению, проезд на красный свет перестал быть абсолютным табу. Сколько раз приходилось наблюдать, как волна пешеходов шарахается обратно на тротуар, едва ступив на переход: только так можно увернуться от безумного гонщика, который, оказывается, вовсе не планировал останавливаться. Видеорегистратор в моей машине за последний год заснял далеко не один случай нахального игнорирования светофорных сигналов. Кто–то прет под явно пунцовый свет на большой скорости, а кто–то робкой черепахой ползет далеко за стоп–линию и даже на переход... Мой товарищ–медик метко назвал эту болезнь «недержанием тормоза». Отчего возникает столь опасный недуг? Не только по причине небольших штрафов, явно несоразмерных тяжести возможных последствий — от предупреждения до 5 базовых величин. Скорее, дело в том, что такого рода мгновенное нарушение нелегко отследить: у каждого светофора по инспектору ГАИ не поставишь. Конечно, тут можно глубокомысленно порассуждать о необходимости повышать общую водительскую культуру, уровень правосознания и законопослушания... Но ситуация уже не оставляет времени для долгих решений. Дошло до того, что учителя и родители больше не уговаривают детей обращать внимание лишь на сигналы светофора. Теперь им не рекомендуют идти через улицу даже на зеленый свет: сначала следует убедиться, что к переходу не приближается очередной лихач...

Вскоре проблема может решиться. Об этом мне рассказал начальник отдела организации дорожного движения и дорожной инспекции УГАИ МВД Дмитрий Навой. В Минске на Партизанском проспекте сейчас тестируется пилотный проект фиксации нарушений правил проезда перекрестков. Камеры следят за пересечением стоп–линии, соблюдением сигналов светофора, правил поворота и разворота. Место выбрано не случайно: именно здесь, на пересечении проспекта с безымянным проездом от гипермаркета, в мае произошла страшная авария — груженый самосвал, проехавший на красный свет, просто раздавил легковую машину. Тогда погиб молодой водитель «Ниссана».

Что сейчас показывают камеры? Представитель СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», отвечающего за техническую сторону проекта, сообщил, что только на этом перекрестке каждый день фиксируется множество проездов на запрещающий сигнал светофора.

По словам Навоя, после оценки результатов эффективности нового проекта последует инициатива МВД о внесении изменений в законодательство по всем видам нарушений ПДД, зафиксированным в автоматическом режиме. Это даст правовую основу для использования системы. Так было и во время введения в действие камер автоматической фиксации скорости, ставших уже обыденными стражами наших дорог. Поэтому можно надеяться, что в недалеком будущем штрафные «письма счастья» начнут приходить не только нарушителям скоростных режимов. И поводов завидовать японской дисциплинированности у нас станет намного меньше.

rud@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter