Цвет детства

Как помочь больному ребенку

Как помочь больному ребенку


Вчера во всем мире отмечали светлую дату — День семьи. Вряд ли об этом знал трехлетний мальчуган Денис, который вместе с мамой плескался в бассейне Минского городского центра коррекционно–развивающего обучения и реабилитации. У малыша — поражение центральной нервной системы, задержка психофизического развития... Но специалисты верят: шансы на то, что через несколько десятков лет у Дениса будет праздник и будет семья, — есть. По крайней мере, наедине со своей болезнью мальчика точно не оставят.


...Еще пару лет назад считалось, что детям с ограниченными возможностями (так у нас принято называть мальчишек и девчонок, у которых серьезные патологии в психофизическом развитии) нужно лишь внимание. Но это — понятие аморфное, которое требует конкретики. Важно, чтобы ребята могли не только учиться, но и найти свое место в жизни. Об этом на выездном заседании Национальной комиссии по правам ребенка говорил вице–премьер Александр Косинец. Вчера он посетил минские учебные заведения, в которых оказывают помощь детям с ограниченными возможностями.


— Для детей с особенностями психофизического развития необходимо разрабатывать программу профессиональных навыков, — считает Александр Косинец. — У них не должно быть чувства отчужденности от общества. За последние годы государство сделало очень многое в плане поддержки таких ребят. Но предстоит еще работать: развивать безбарьерную среду, заниматься материально–техническим оснащением коррекционных центров...


В образовательном процессе сейчас все активнее используют новые технологии. К примеру, в минской специальной средней общеобразовательной школе № 188 для детей с нарушением зрения установили специальные брайлевские дисплеи, новые программы экранного доступа. Технология несложная: сканируешь текст, а программа–«чтец» его озвучивает. Так ребята могут читать книжки и газеты. Использовать метод можно в любой школе. Правда, программное обеспечение пока сплошь иностранное. Почему бы и нашим разработчикам вплотную не заняться «софтом» для детей?


...Двенадцатилетняя Света не умеет говорить. За столом в классе Минского городского центра коррекционно–развивающего обучения и реабилитации вместе со своими друзьями учится соотносить картинки с окружающей действительностью. Вот изображение фотоаппарата. Куда его положить — в чемодан или на стол?


— Света, покажи котика, — просит учитель начальных классов Елена Любаева.


Но девочка устала. Заниматься ей надоело. Она улыбается и садится на пол. Тяжело с ними...


Специалисты называют эти занятия поддерживающей и альтернативной коммуникацией. Тоже своего рода новинка. Главная цель — развить у ребенка навыки общения, пускай даже условного. Поэтому каждому ребенку «назначили» свой цвет. У Светы он синий. Синие фотографии, синее рабочее место, синяя ленточка, висящая на доске. На нее Света может прилепить «значок настроения». Если хорошее — рожица улыбается. Плохое — хмурится...


Наверное, непосвященному подобные методы могут показаться чуть ли не примитивными. Но это заблуждение. Секрет успеха — в отношении педагога. Видели бы вы, с какой заботой, включив расслабляющую мелодию, музыкальный руководитель Владимир Середа массировал плечи маленькой девочке в инвалидной коляске...


В какой цвет будет «раскрашено» ее детство? Это зависит и от нас с вами.


Справка «СБ»


В Беларуси более 126.000 детей с особенностями психофизического развития. 13.000 из них имеют инвалидность. В стране работают 144 коррекционных центра. В обычных общеобразовательных школах открыто более 6.000 классов интегрированного обучения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter