Цхинвал стоит на своем

Южная Осетия на референдуме выбрала независимость
Южная Осетия на референдуме выбрала независимость

В выходные в Южной Осетии прошел референдум о независимости и президентские выборы. Как и прогнозировалось, около 55 тысяч обладающих правом голоса жителей этой республики проголосовали:

а) против того, чтобы быть частью Грузии (отличие нынешнего волеизъявления от референдума 1992 года в том, что тогда югоосетины также единодушно голосовали за вхождение в состав России);

б) за кандидата в президенты Эдуарда Кокойты.

Параллельно в грузинских селах Южной Осетии (а это треть территории республики, хотя список избирателей здесь был во много раз короче, чем в Цхинвали) проходило так называемое альтернативное голосование, результаты которого были не менее предсказуемы. Победил выступающий за федерацию с Грузией кандидат в президенты, который на одновременно проходившем референдуме получил мандат на проведение этой политической линии.

Точно так же ожидаема была реакция мирового сообщества на референдумы в Южной Осетии. Ни один, ни другой не признали не только Вашингтон или Брюссель, но также и Москва, и Тбилиси. Хотя в каждом случае было совершенно ясно, на чьей стороне симпатии, международное право не позволяло официально заявлять о своей позиции.

По сути, единственная интрига голосования состояла в том, насколько мирно оно пройдет. К счастью, обошлось. Хотя в день голосования все и вся напоминало о кровопролитном конфликте начала 90–х.

Но, несмотря на всю предсказуемость, электоральный процесс на южном склоне Кавказских гор приковал к себе пристальное внимание мировых СМИ. В той геополитической игре, которая идет по периметру России, не только Южная Осетия, но и сама Грузия является объектом в гораздо большей степени, чем субъектом. Ставки здесь гораздо выше, чем независимость Южной Осетии и территориальная целостность Грузии.

Руководитель грузинского центра развития и сотрудничества Паата Закареишвили считает, что Россия через неподконтрольные территории оказывает на Тбилиси мощное давление, тем самым мешая его движению в западном направлении. «Москва не без основания считает Грузию лидером регионального прозападного движения. Возможная удачная интеграция Грузии в евроструктуры и НАТО может стать привлекательным примером для Азербайджана и Армении, что может привести к потере Россией всего Южного Кавказа», — объясняет он на страницах московской «Независимой газеты» оправданность российский страхов.

Россия оказалась сегодня не в самом дружественном окружении и пытается найти выход из создавшегося положения. В одной из воскресных передач на российском телевидении приглашенный эксперт, замдиректора Института научных исследований и информации Российской академии госслужбы при Президенте России Игорь Барциц задавался вопросом, хочет ли Россия быть окруженной 14 враждебными государствами. Вопрос, понятное дело, риторический. Москва прилагает большие усилия для того, чтобы отстаивать свои интересы, в том числе и в Южной Осетии. Успех этой тактики в немалой степени зависит от того, насколько последовательной будет Россия в отношениях со своими соседями.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter