Цивилизованный путь пополнения капитала

Завод игристых вин проведет допэмиссии для инвесторов

Проект «народного» IPO оказался не столь востребованным, как того хотелось бы, но все равно его считают успешным

Для белорусского финансового рынка выход предприятия на рынок публичного размещения акций — шаг почти беспрецедентный. До недавнего времени отечественные промышленники такие инструменты всерьез не рассматривали: и организационной мороки много, и затраты финансовые необходимы, и, самое главное, экономику предприятия перед IPO необходимо сделать полностью прозрачной, чтобы продемонстрировать это потенциальным инвесторам. Но в условиях, когда взять кредит в банке стало очень дорого, пойдешь на любые меры, особенно когда деньги действительно нужны. Поэтому проект «народного» IPO — это, можно сказать, шаг вынужденный, но при этом сопряженный с либерализацией частного рынка капитальных вложений.

Эксперты отмечают: выход на рынок IPO — вполне цивилизованный путь пополнения капитала, он помог многим зарубежным компаниям прочно стать на ноги. А для населения ряда государств покупка ценных бумаг превратилась в один из основных способов сбережения и накопления средств. В Беларуси же рынок акций для физлиц долгие годы и вовсе был «заморожен», поэтому нынешний пилотный проект, когда населению предложили купить ценные бумаги Минского завода игристых вин (МЗИВ), не стал причиной для ажиотажа, а лишь поводом присмотреться к новым финансовым инструментам.

По состоянию на 4 июня было реализовано 12 653 акции МЗИВ первого публичного размещения. Впрочем, как сообщает начальник управления госсобственности концерна «Белгоспищепром» Алла Соколовская (на снимке), согласно принятым предварительным заявкам, всего будет продано более 29 тыс. акций, что составляет всего около 12 % от выпуска. Цифры, казалось бы, небольшие. Но организаторы проекта полагают, что их не стоит считать признаком явного провала. «Мы и не ожидали, что спрос на акции МЗИВ будет ажиотажным, — поясняет представитель концерна. — Важно то, что другие предприятия поняли, что существуют такие инструменты привлечения капитала. К ним стали проявлять интерес и те, кто хотел бы таким образом привлечь ресурсы, и те, кто хотел бы поучаствовать своим капиталом в развитии других предприятий».

В концерне готовы констатировать: опыт привлечения средств путем публичного размещения акций намерены продолжить другие производства. «Сегодня мы видим крайнюю заинтересованность в IPO и ряда других предприятий концерна, среди которых можно назвать «Слодыч», «Лидапищеконцентраты», — отметил глава «Белгоспищепрома» Иван Данченко. — Говорить сегодня о конкретных предприятиях, которые следующими проведут IPO, пока рано. Однако это могут быть в первую очередь предприятия кондитерской, картофелеперерабатывающей, а также консервной отраслей».

До окончания открытой продажи акций МЗИВ остается меньше двух недель, — после 15 июня должны начаться продажи на вторичном рынке. До этого момента, как уверяют организаторы IPO, акции еще можно купить дешевле. Сегодня мало кто из специалистов сомневается, что бумаги завода должны будут прибавить в цене, причем минимум на 30 %. По состоянию на 1 апреля чистые активы МЗИВ на одну акцию с Br 17 1450 выросли до Br 22 4477, то есть по этой цене, предположительно, они и будут торговаться. «Получается как в старой юмореске: сегодня — маленькие, но по три, завтра — большие, но по пять», — пошутил председатель концерна «Белгоспищепром» Иван Данченко. Кстати, перед датой завершения открытой продажи акций банки-брокеры сообщают о росте числа заявок. Видимо, белорусы остались верны своей традиции: отложили покупку на самый последний момент.

Подкинуть дровишек в огонь должен и растущий интерес инвесторов. Как сообщают в «Белгоспищепроме», для того, чтобы не срывать планы модернизации МЗИВ, после первичного размещения акций, в ходе которого предпочтение было отдано белорусским резидентам, впоследствии следует ожидать других эмиссий, но на этот раз в них более активное участие будут принимать инвесторы. Иван Данченко уже сегодня готов констатировать интерес целого ряда компаний, как белорусских, так и иностранных, к вложению инвестиций. «Среди таковых можно назвать поставщиков винодельческого сырья, в частности это молдавские компании, а также западные компании-производители виноматериалов — партнеры ОАО, которые осуществляют комплектацию производства, а также поставщики упаковки, этикеток и тары», — пояснил он.

Как рассказывает Валентин Лопан, руководитель ОАО «Агентство деловых связей», дополнительные размещения акций не только должны защитить интересы миноритарных акционеров, но и поспособствовать росту спроса на акции, проданные во время «народного» IPO. По его словам, граждане вели себя довольно активно. И хотя структура покупателей не раскрывается, как минимум, три акционера приобрели максимально разрешенное законодательством количество акций — по 999 штук. Вероятно, таким образом некие компании целенаправленно входят на этот рынок через физлиц. Впоследствии, когда они захотят собрать пакеты покрупнее, другие акционеры получат весьма интересные предложения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter