Международные институты уже не способны решать глобальные проблемы и требуют кардинальной перезагрузки

Цивилизация на развилке

Развал зерновой сделки ударил не только по продовольственному рынку, но и по имиджу ООН. Оказалось, что даже такая уважаемая международная организация неспособна гарантировать выполнение собственных инициатив другими странами. И сделать ничего не может. Впрочем, в последние годы разрушились иллюзии об эффективности многих международных институтов. Пандемия и национально-региональный эгоизм, которым была окрашена борьба с ковидом, уничтожил авторитет Всемирной организации здравоохранения. Санкционные истории и разные ограничения другого характера поставили крест на Всемирной торговой организации. Список можно продолжать практически до бесконечности. Совершенно очевидно, что существующие международные институты неспособны решить ни одной серьезной проблемы. Максимум — высказать обеспокоенность и сожаление. Но количество глобальных вызовов и угроз только возрастает. И необходима перезагрузка международных институтов (или создание новых) для поиска решений актуальных проблем, многие из которых необратимо носят вселенский характер.

Недаром антициклон, который грозит накрыть рекордной жарой южное Средиземноморье и часть Ближнего Востока, назвали «Харон». Один из самых мрачных персонажей греческой мифологии, который перевозит людей в последний путь через реку мертвых. Прямо неприкрытый намек метеорологов и климатологов на приближающийся апокалипсис.

Ученые активно спорят о причинах глобального потепления и погодных изменений. Одни авторитетные эксперты утверждают, что это итог антропогенного воздействия на окружающую среду. Другие ссылаются на космические циклы, утверждая, что современные метаморфозы — естественный процесс, через который планета Земля уже неоднократно проходила. Несомненно, принципиально важно установить истинную причину. Но не менее, возможно, даже более значимо консолидировать усилия по преодолению последствий. А они становятся все более драматичными и разрушительными для цивилизации. Тепловые волны кошмарят с устрашающей частотой разные регионы. Кстати, в пекло погрузилась не только Южная Европа. Иссушивает солнце и юг США. По количеству жертв жаркая погода в Штатах уже обогнала другие стихийные бедствия — торнадо, цунами.

Климатические катаклизмы не существуют сами по себе, а являются причиной и следствием целого ряда других негативных и даже деструктивных процессов. Тепловые волны давят на энергетику. И чисто физически: из-за высокой температуры несколько атомных реакторов во Франции пришлось отключить от сети, так как оказалось невозможным обеспечить их охлаждение. И с точки зрения потребления: летний пиковый спрос на электроэнергию превышает зимний. А ведь энергетический кризис (откуда растут его корни — отдельная большая история, о которой мы не раз писали) никуда не исчез. Он вошел в системную фазу.

Еще одна жертва тепловых волн — сельское хозяйство. Сколько ни старались ООН и другие международные организации, но голод не удалось победить даже в более благостные времена глобального этапа развития цивилизации. А ведь в конце 1990-х и начале 2000-х мировая экономика активно развивалась, в геополитическом пространстве царили относительное спокойствие и взаимопонимание. Но даже тогда не удалось накормить все население планеты без исключения. Хотя динамика, несомненно, была положительная. Сейчас ситуация с продовольствием становится все напряженнее. По крайней мере, в отдельных регионах. Ныне причина лежит не столько в деградации сельского хозяйства (хотя и этот фактор присутствует), сколько в политической плоскости. Да, формально считается, что продовольствие, минеральные удобрения выведены из-под санкций. Но де-факто именно рестрикции разрушили глобальный рынок продовольствия. С диспропорциями, перекосами, но худо-бедно он действовал и обеспечивал более-менее стабильное снабжение мирового населения, обеспечивая перетекание излишков продуктов питания из одних регионов в дефицитные страны, выравнивая общие спрос и предложение как системно, так и конъюнктурно. Все-таки сельское хозяйство всегда являлось рисковым занятием, и урожаи год от года отличаются. Но если в одних странах случались неудачи, то в других полушариях обычно складывалась иная ситуация.

Развал зерновой сделки окончательно разрушил один из последних бастионов международного сотрудничества. Не удалось достигнуть консенсуса и его выполнения даже по такой гуманитарной и чувствительной проблеме, как снабжение продовольствием. К сожалению, оказалось, что авторитета ООН не хватает, чтобы все стороны договоренностей выполняли свои обязательства. По крайней мере, в условиях геополитического противостояния. Это уже свершившийся факт.

Риски и вызовы — климатические, экологические и многие-многие другие, которые на самом деле носят глобальный характер, никуда не исчезнут. Скорее всего, будут только углубляться и усугуб­ляться. И даже снижение влияния на климат навряд ли поможет. Хотя бы в краткосрочной перспективе. Это слишком длительный процесс, эффект от которого можно ощутимо увидеть только во второй половине века. И то лишь в том случае, если все предположения, гипотезы и теории окажутся верными. А поэтому придется бороться с последствиями: жарой, лесными пожарами, продовольственным дефицитом… Очевидно, что ни одна страна самостоятельно не может справиться с этими катаклизмами. Либо это окажется для нее слишком дорого.
И если смотреть на мир шире, то цивилизация подошла к развилке. Либо продолжение противостояния и игнорирования общечеловеческих вызовов и неминуемое погружение в деградацию, когда основные усилия национальных экономик направлены на элементарное выживание: о качественном развитии говорить будет очень сложно. Либо возрождение глобального международного сотрудничества на каком-то новом уровне и совершенно других принципах. 
В той архитектуре, в которой сегодня существуют международные институты, они неспособны решить ни одной серьезной проблемы. Максимум — на вербальном уровне. Консолидировать усилия однозначно не получается. Конечно, как будут выглядеть новые международные отношения, зависит от новой архитектуры мира. Но синергия усилий на нейтрализацию или минимизацию глобальных вызовов на самом деле может существовать при любых геополитических пасьянсах, в том числе и многополярных.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter