Первый Минский международный фестиваль циркового искусства собрал звезд со всего мира

Цирк зажигает звезды

Цирк — последнее прибежище чистого искусства. Эту истину блестяще воплощает первый Минский международный фестиваль циркового искусства, где судьба свела артистов из разных стран — подлинных звезд и мастеров своего дела, желающих блеснуть перед белорусским зрителем. Около 100 выступающих, 16 стран, директора ведущих фестивалей и цирков мира в качестве членов жюри и почетных гостей: едва родившись, минский форум уже заявил о себе как о престижной, статусной площадке и может смело претендовать на место в когорте лучших как в Европе, так и за ее пределами. «Я очень рад и благодарен, что меня пригласили сюда! — признался почетный гость форума, художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре Максим Никулин. — Пусть больше нет СССР, но мы не потеряли друг друга!»


Фестиваль щедр на награды — Гран–при, два золота, два серебра, две бронзы, а также приз зрительских симпатий (бюллетень с отметкой напротив понравившегося конкурсанта каждый зритель после представления опускает в урну для голосования) и специальный приз детского жюри. В креслах экспертов — настоящие тяжеловесы: вице–президент престижного фестиваля в Монте–Карло Урс Пилц, народный артист России Мстислав Запашный, директор Международного циркового фестиваля в испанском городе Фигерос Женис Матабош, директор Национального цирка Будапешта Петер Фикете, руководитель международного фестиваля в Австралии Жасмин Страга и другие.


— Я принадлежу к поколению, которое отдало всю жизнь тому, чтобы цирк был признан настоящим искусством, и в 2007 году ЮНЕСКО приняло резолюцию, согласно которой цирковое искусство считается составной частью европейской культуры и наследия, — напомнила член жюри, директор Национального цирка Украины, знаменитая дрессировщица хищников, народная артистка СССР Людмила Шевченко.

Хотя, глядя на фестивальные номера, справедливо будет сказать чуточку другое: цирк живет на стыке искусства и спорта, на пределе человеческих возможностей и работа того же гимнаста — своего рода манифест «Я могу!», демонстрация крепости не только тела, но и духа. В отличие от спорта, где есть четкие, многократно подтвержденные правила, в цирке все зависит только от уровня конкретного артиста и его фантазии. Когда воздушный гимнаст из Украины Константин Крутько, срываясь вниз головой в резком скольжении, тормозит в 20 сантиметрах от пола, или кореец Хан Гук Рен демонстрирует такой эквилибр на тростях, что впечатлительные люди хватаются за сердце, ты понимаешь: в старину это бы объявляли щекочущими нервы словами «Смертельный номер!». И мысль о том, что номер артист выполняет каждый вечер, выходя на манеж, заставляет замереть: перед таким уровнем владения телом, перед обыденным, повседневным риском меркнут иные олимпийские рекорды. И взлетают под купол флюоресцирующие московские «бабочки» под руководством Николая Сарычева; и рычат, отмахиваясь от шамберьера, нубийские львы и бенгальские тигры египтянина Хамады Куты, который впервые вошел в клетку с хищниками в 2–летнем возрасте; и лихие белорусские наездники Бориса Лазарова вытворяют на конях что–то невообразимое и прекрасное. И все это не кино с сотнями дублей, не выдумка, не фантастика — это кровь, пот и травмы, годы бесконечных репетиций, напряженный опасный труд, преображающийся в невероятное по силе зрелище.

Церемония открытия была выдержана в белорусском колорите

Цирк не был бы цирком, если б не раскачивал настроение как на качелях. Минуту назад тебя погрузили в катарсис и заставили поспешно смахивать выступившие слезы, и вот уже непринужденно и легко смешат. Выкатывается на манеж маленький автомобильчик, сияющий неоновой улыбкой, и только благодаря программке осознаешь: в этих ярких «доспехах» скрывается украинский клоун–трансформер Артем Велкин. Вообще, с искусством клоунады вечная проблема: наши шутки не всегда проходят за рубежом, а нам самим часто совершенно непонятны европейские клоуны. Другой менталитет — другой и юмор. Поэтому на фестиваль в качестве участников пригласили прекрасных российских коверных — комический дуэт Виктора и Антона Франке и уморительного Дмитрия Шиндрова. Свою долю здорового смеха вносят в общий праздник и дрессировщики: представитель Беларуси Айдын Исрафилов выходит на манеж с обезьянкой Рони, а затем с целой стаей веселых собак и осликами. Румынский артист Ливиу Тудор демонстрирует симпатичный номер: вращаются на высоких шестах тарелки, а шустрый пес дрессировщика скачет, как мяч, и норовит испортить сложный трюк хозяина. Конечно, в итоге «главный по тарелочкам» справляется и с посудинками, и со своим терьером, но до чего забавно это получается!

Ливиу Тудор
Фото БЕЛТА

На примере гостей из других полушарий наглядно видишь, чем зарубежный цирк отличается от нашего: «Феникс» австралийского гимнаста Джека Даусена близок, скорее, к стилистике Du Soleil, а жонглер из США Сирил Раббат выходит на манеж в подчеркнуто простом наряде: голубые джинсы, белая майка — сплошной минимализм, никакого узорочья и блесток. Не отвлекайтесь на костюм, следите за руками!

Практически половина участников после завершения феста остается в Беларуси — из их конкурсных номеров будет составлена программа нового сезона, а зрители, не сумевшие попасть в цирк в фестивальные дни, получат возможность увидеть артистов во всем великолепии.

Хамада Кута начал работать с хищниками в 2-летнем возрасте

— Конечно, остаются артисты из Северной Кореи — в силу того, что это очень сильные номера, и потому что летели так далеко и дорого. Пускай отрабатывают свой проезд! — пошутил художественный руководитель Белгосцирка Витаутас Григалюнас. Будет работать в новой программе дрессировщик Хамада Кута, а также самый юный участник, талантливый 19–летний жонглер из Литвы Каспарас Буянаускас. Останутся на следующий сезон победители и призеры фестиваля — а значит, белорусов ждет нечто незабываемое.

Джек Даусен – Феникс из Австралии Айдын Исрафилов
«Вы еще сами до конца не понимаете, какое дело сделали, насколько важен этот фестиваль для белорусского цирка и для мирового циркового искусства» — это слова Максима Никулина. Но есть момент, кристально ясный уже сейчас. В свое время Советский Союз не пренебрегал цирковой дипломатией: принцип, который вместе с минским фестивалем возвращается в оборот. Имидж на международной арене создается на всех уровнях — от политики до такой общедоступной вещи, как цирк. Тем более что здесь от зрителя не требуются знание правил, особенная начитанность, подкованность в истории музыки или теории драмы: рабочий или академик, взрослый или ребенок — просто иди и смотри. Смейся, плачь, замирай от восторга и отбивай ладони аплодисментами.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter