Иосиф Иосифович родился 14 мая 1907 года в деревне Орешковичи Пуховичского района в крестьянской семье. Дед и отец будущего виртуоза не только превосходно играли на цимбалах, но и сами их мастерили. Деревенские, аутентичные цимбалы по звучанию сильно отличаются от фабричных, с которыми Жиновичу пришлось столкнуться в годы учебы и иметь дело всю дальнейшую жизнь. Один из его учеников, известный белорусский цимбалист и педагог, профессор Белорусской государственной академии музыки народный артист Евгений Гладков, рассказывает:
— У него звук особый был. Это то главное, над чем он работал, особенно в плане громкости. Инструмент у Жиновича звучал колокольно, очень мощно и сильно и в то же время красивым тоном, выразительно. У него слух был настроен на тот звук — деревенского, звонкого народного инструмента, он с ним родился. И когда ему в руки попали фабричные цимбалы с сухим звучанием, он в своей технологии нашел средства, с помощью которых достигал почти такого же звука, как и на том, аутентичном инструменте.
1963 г. Занятия со студентами-цимбалистами.
После смерти великого маэстро в 1974 году его имя было присвоено Государственному народному оркестру БССР — коллективу, которым он руководил почти 20 лет. Сейчас он носит название Национального академического народного оркестра Республики Беларусь имени Иосифа Жиновича.1926 г. Юный Иосиф Жинович в кадре из первого белорусского фильма «Лесная быль».
В 15-летнем возрасте Иосиф Жинович, не знавший нотной грамоты и игравший исключительно на слух, пришел на прослушивание в Купаловский театр. Юный музыкант так впечатлил всех своим талантом, что был принят в театральную труппу в качестве оркестранта. И уже потом поступил в музыкальную школу, а через год начал параллельно учиться в Минском музыкальном техникуме и на юридическом факультете БГУ. Победила в итоге музыка: Жинович стал концертмейстером и солистом Белорусского государственного ансамбля народных инструментов, в 1939-м получил вторую премию Первого Всесоюзного конкурса исполнителей на народных инструментах, а в 1941 году, будучи уже известным концертирующим музыкантом, завершил учебу на теоретико-композиторском отделении Белорусской консерватории. Правда, начать преподавать ему пришлось уже после освобождения Минска от фашистов. До 1943-го музыкант, находясь в эвакуации, в качестве временного солиста Казахской филармонии выступал на фронтах в составе концертной бригады. В 1944-м начал преподавать в Белорусской консерватории, где открыл класс цимбал и кафедру народных инструментов, а с 1946 года параллельно возглавил Государственный народный оркестр БССР.
1958 г. Выступление Государственного народного оркестра БССР под руководством Иосифа Жиновича в Минской студии телевидения.
Как педагог Иосиф Жинович был очень мягким, и могло показаться, что нетребовательным, но его авторитет был настолько высок, что студенты отслеживали малейшие изменения в настроении учителя:
— Если у него чуть мрачнело лицо, нам было достаточно: понятно, что он этим уже высказал тебе свое «фе», — вспоминает Евгений Гладков. — Он в классе никогда не повышал голос, и в целом я ни разу не слышал, чтобы он на кого-то кричал. Жинович был очень мудрым человеком. Всегда точно знал, что делает. Как дирижер он также обладал внутренним спокойствием. Был эмоциональным, но при этом сдержанным. Мог выйти на репетиции к своему дирижерскому пульту: «Так, слушайте анекдот!» Поднимет настроение коллективу — и начинает работу.
С композитором Игорем Лученком во время работы над новым произведением.
Сегодня белорусские музыканты на цимбалах исполняют абсолютно любую музыку — от народных мелодий до классики, от музыки эпохи барокко до джаза и экспериментальных творений современных композиторов.У Жиновича было фантастическое чутье на молодых музыкантов. Прослушав их один раз, он мог четко сказать: вот этот человек будет играть профессионально. Юные дарования он отслеживал по всей Беларуси. До Иосифа Жиновича учебников по игре на цимбалах не существовало вообще — цимбалисты учились играть по упражнениям для ксилофона. Сам он сочинил совсем немного художественных музыкальных пьес, зато множество упражнений для юных цимбалистов, которые вошли в его «Школу для белорусских цимбал», учебное пособие 1948 года, не потерявшее актуальности и сегодня.
1967 г. Группа Государственного народного оркестра БССР у советского павильона «Экспо-67» в Канаде.
— Он очень рано ушел. Еще был полон сил, сам здорово играл, — Евгений Гладков помнит его на сцене: — В нем была такая одухотворенность, такое понимание, что его музыка нравится людям, что ему самому нравится этим заниматься... Он играл уверенно, красиво, достойно — и, конечно, принимали его бешено. У Жиновича мощь сочеталась с выразительностью. Это захватывало. Хотелось слушать его и слушать. Я кое-что успел у него ухватить за годы учебы и совместной работы в консерватории, но все равно достичь его уровня невозможно. До сих пор никому не удалось. А главное, он создал белорусскую цимбальную школу и хоть немного, но успел воспитать хороших музыкантов, которые продолжили его дело.
ovsepyan@sb.by
Благодарим за помощь в подготовке материала заведующую архивохранилищем отдела обеспечения сохранности документов и фондов Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов (БГАКФФД) Татьяну Новикову.
Фото БГАКФФД.