На высокие технологии приходится всего 1—2% мировых потребительских трат

Цифру на хлеб не намажешь

На высокие технологии приходится всего 1—2% мировых потребительских трат
К технологическим фанатам отнести меня сложно. Даже в социальных сетях не зарегистрирован. Но и темным себя не считаю. Семья «упакована» цифровой техникой по полной программе: айфоны, планшеты, ноутбуки, вай-фай на кухне… Стоят модные гатжеты недешево. Но в семейном бюджете они занимают весьма скромное место. Основные расходы припадают на вполне патриархальные товары: продукты, одежду, заправку и ремонт автомобиля… С улыбкой читаю «продвинутых» аналитиков, которые в напыщенных статьях пытаются убедить: экономику спасут только совершенно инновационные товары. Что-нибудь обязательно с приставкой «микро-», «нано-», непременно привязанные к интернету или облачным технологиям. Иной раз гуру инноваций так заносит, что высказывают мнение: производство традиционных товаров можно вообще прекратить как неперспективное в эпоху суперинформационного мышления. Ребята просто набивают себе цену. Пускай сначала научатся получать калории через USB-порт, одежду распечатывать на принтере и телепортировать себя без помощи двигателя внутреннего сгорания. 

Не получается?! Тогда с какой радости хаять производство обычных товаров? Заказать-то продукты по интернету можно, а забрать по монитору? Не тут-то было. Сколько ни трать оптоволокна для шустрых каналов связи, реальность «цифрой» не заменишь. Поэтому на высокие технологии приходится всего 1—2% мировых потребительских трат. Остальные деньги люди отдают не продавцам электронных игрушек и забавных приложений, а производителям других товаров. 

Откуда же ноги растут у лозунга «все будет интернет»? Простая самореклама высокотехнологичных компаний. В 90-х годах прошлого века Запад настолько уверовал в наступление информационной эры, что американская фондовая биржа пухла от инвестиций в «цифровые» компании. Закончилась эпопея «новой экономики» грандиозным падением биржевых котировок, которое вошло в историю финансовых афер как «крах датакомов». 

Нынче бизнесмены от интернета снова плотно седлают инвестиционный рынок. Акции сетевых гигантов бьют рекорды на IPO. Капитализация виртуальных компаний превышает биржевую стоимость нефтяных и газовых концернов. Правда, прибылями не могут похвастаться даже фирмы с громкими именами. Чтобы дивидендами отбить вложенные в акции средства, необходимо ждать 60—100 лет! А то и больше. Соотношение капитализации и прибыльности фантастически нелогичное для вложений. 

Тем не менее в огромной афере участвуют почти все западные финансисты, раздувая легенду о значимости информационных технологий. Легенда обзавелась собственной терминологией и философией, которую красиво экспортируют по всему свету. Мол, производство возможно только при выпуске продукции 5-го и 6-го технологических укладов. Все остальные товары, по глубокому убеждению апологетов высоких технологий, устаревшие и неперспективные. И с этой позиции разгромно критикуют отечественную промышленность, ее модернизацию, новые проекты. Мол, нет в них ничего инновационного. 

Но априори причислять все заводы к вымирающему племени динозавров как-то уж очень опрометчиво. Этак можно наступить на европейские грабли. По уровню технологий государства ЕС впереди планеты всей. Как и по количеству безработных: все производства-то вынесли в страны третьего мира. Нынче Европа вроде бы и готова вернуть заводы обратно с азиатского континента, но поезд уже ушел. Дальневосточные тигры не торопятся расставаться с «неперспективными» активами. Более того, завалили весь белый свет своими потребительскими товарами. И экономика Китая вышла на первое место. 

Возможно, деревопереработка, «швейка», ориентирующаяся на выпуск дженериков фармацевтика не способны «родить» совершенно новые продукты, инновационные по своей сути. Но мебель, одежда, лекарства людям будут нужны всегда. Значит, найдут покупателя. Конечно, если производство будет отлажено, себестоимость нормальная, качество приемлемое. Несомненно, суперновые товары будоражат воображение оборотами. Круто. Но в этом бизнесе на один громогласный успех приходится столько же сногсшибательных неудач. Казалось, еще недавно финская «игровая» компания Angry birds завоевывала земной шар, стоила несколько миллиардов долларов, но после хорошего старта быстро наступил финиш. Рискованное это дело — выпускать новую продукцию. Деньги-то потратить не проблема, а вот «клюнет» ли потребитель на новинки?! Бабушка даже не надвое сказала. В лучшем случае одна из десяти идей срабатывает и «попадает» в рынок. 

Чтобы быть современным, совершенно не обязательно выпускать какие-то диковинные товары. Нововведения бывают промышленными, технологическими, маркетинговыми, управленческими… Словом, промышленность может быть современной, прибыльной, даже не выпуская неизвестную науке продукцию. Хотя нынче и немало приверженцев модной формулы «все будет интернет». Возможно, некоторые искренне верят в спорный лозунг. Но немало в нем и чистого пиара. Государство-то готово оказывать перспективным отраслям поддержку, давать преференции. Правда, как говорится, число счастливых билетов ограничено. И каждый старается доказать свою значимость. Иной раз и преувеличить ее. Нормальная ситуация. Просто не каждую сентенцию надо принимать за чистую монету.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter