Цифровой штурм

В основе мультимедийного учебника — удобная компьютерная программа, в которой, кажется, просчитана любая мелочь...

На моей ладони обычный DVD–диск. Но это только на первый взгляд. На нем уместился курс... за всю среднюю школу! Здесь записаны 162 учебника по математике, истории, биологии и другим предметам. Однако главная фишка не в этом. Параграфы можно будет не только прочитать, но... и прослушать. Отличная альтернатива тяжеленным книжкам, которые ученики сейчас вынуждены таскать с собой в школу.


В основе мультимедийного учебника — удобная компьютерная программа, в которой, кажется, просчитана любая мелочь. Чтобы найти нужный параграф, текст или задачку, понадобится пара секунд. Перелистывать страницы не придется! Нужно лишь ввести в поиск ключевые слова, тему или номер главы или задачки. Если не помнишь, поможет структурированное оглавление.
Нахожу учебник по истории Беларуси. Только вот читать сейчас абсолютно нет времени. Как быть? Книжку можно было бы захватить в дорогу. А ноутбука или хотя бы смартфона у меня нет...


— Мы нашли решение, — заверил меня учредитель компании–резидента Парка высоких технологий «Сакрамент ИТ», разработчика проекта, Валерий Егоров. — Из любого текста буквально за пару минут можно сделать аудиофайл. Такая же технология синтеза звука использовалась при создании учебников для слабовидящих школьников.


Как работает? Выделяю необходимый кусок текста, который хочу прослушать, нахожу иконку «Звук». Настраиваю параметры: голос, темп... Хочу, чтобы об операции «Багратион» мне бегло рассказал приятный женский голос. На мониторе мелькает шкала: десять процентов, двадцать, пятьдесят, сто... Готово! Остается лишь перекинуть новый файл в мой телефон или MP3–плейер и прослушать по пути на работу. Напрягать зрение в троллейбусе не придется! Удивительно, но голос абсолютно не похож на механический, да и запоминается текст намного проще. Будто учитель тщательно излагает очередной материал. Кому может пригодиться такая разработка?


— Мы провели необходимые исследования и выяснили, что половине учеников удобнее воспринимать информацию на слух, — приводит данные Валерий Егоров. — А у 16 процентов и вовсе развито заболевание, из–за которого усваивать прочитанное проблематично. Также мы посчитали, что у 95 процентов минских школьников дома есть компьютеры. В регионах, правда, эта цифра несколько меньше.


Жизнь многих учебников, впрочем, достаточно короткая. Не успевают школьники и учителя привыкнуть к одним книжкам, как с полок их вытесняют другие — более современные. Не выйдет ли так, что и DVD устареет уже через год–другой?


— Вовсе нет, — опережает мой вопрос Валерий Егоров. — Мы разработали механизм, который позволит оперативно следить за обновлениями. Нашим пользователям нужно будет всего лишь зарегистрироваться в интернете. Как только в школьную программу включат новый учебник, сообщение об этом сразу придет на мобильный телефон или электронную почту. Дальше программа закачает соответствующий файл с обновлением. Бесплатно или за символическую сумму. Как платить? И тут возможны варианты: отправить sms–сообщение, через веб–мани, интернет–банкинг, наконец, в отделении банка.


По предварительным расчетам, полная электронная «библиотека» обойдется родителям всего в десять долларов. За комплект школьных учебников сейчас мы платим намного дороже! Считайте, одна книжка стоит как минимум три – четыре тысячи рублей. А на учебный год их нужно около двадцати. А если в семье не один школьник, а два или три? Экономия для семейного бюджета приличная.


— Мы готовы были создать этот учебник по себестоимости за 8 месяцев, — размышляет Валерий Николаевич. — Приблизительная стоимость разработки около 300 тысяч долларов. Недорого. Все–таки это социально значимый проект.


Говорят, нашим мультимедийным учебником уже заинтересовались за рубежом. Однако у нас опробовать новинку пока не спешат. Почему? Нынешние школьники уже давно освоили все передовые технологии и даже к урокам готовятся и с учителями общаются при помощи интернета. Конечно, полностью заменить старые и привычные книжки никто не предлагает, но предложить интересную альтернативу — почему бы и нет? Тут уж кому как удобнее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter