Какие новинки разработали резиденты ПВТ для внутреннего рынка

Цифра в нашу пользу

Уникальные разработки, которым нет аналогов, приложения в топ-скачиваниях во всем мире. И все это с белорусской пропиской. Наш IT-сектор активно интегрирует в мировую экономику и занимает там высококонкурентные ниши. Благодаря Парку высоких технологий (ПВТ) наша страна значительно опережает Россию, США, Китай, Индию, Японию и Южную Корею и многие другие технологичные страны по экспорту компьютерных услуг на душу населения. А вклад резидентов парка в ВВП равен промышленности, строительству и сельскому хозяйству вместе взятым. Притом компании парка активно работают и в интересах белорусских предприятий. «Р» решила изучить наиболее интересные продукты, которые резиденты ПВТ выпускают для внутреннего рынка.

Фото Владимира Шлапака

Тест покажет

Многие компании во всем мире сейчас активно занимаются разработкой тест-систем для выявления коронавируса. Компания «АртБиоТех» — резидент ПВТ — также не осталась в стороне и создала свои наборы для тестирования этого вируса. Она специализируется на изготовлении наборов и реагентов для молекулярной диагностики. 3 апреля компания получила от Минздрава разовое разрешение на реализацию незарегистрированных тест-систем и реагентов. Директор компании Александр Рымко рассказал:

— Разработанная тест-система основана на методе ПЦР-диагностики. Отличие ее от аналогов — происходит одностадийность. Идет ревертирование, и реакция происходит непосредственно в одной пробирке. У системы повышенная чувствительность. Данные наборы для ПЦР-тестов изготавливаются на основе данных по геномному сиквенсу от ВОЗ и центров по контролю и профилактике заболеваний. Основное преимущество — скорость исследований, и плюс ко всему сами системы изготовлены с наименьшими затратами. Локализация сборки составляет около 95 процентов. 

Собственно наборы тестов для ПЦР-диагностики коронавируса — это пять пробирок. Специалист смешивает их компоненты, добавляет взятый у пациента образец и отправляет все это в индикатор детекции. Далее прибор считывает сигнал и выводит на монитор кривые. Если линия зеленого цвета, значит, подтверждается наличие вируса, если синего, то он не обнаружен. 

— Мы отдавали тест-системы на доклинические испытания. Получили неплохие результаты. И только после их получения с нами были заключены договоры на поставку. 3 апреля выдано разрешение из Белорусского общества лабораторной медицины на 5000 исследований, — говорит Александр Рымко. — И есть договор с «Белмедтехникой» на отгрузку 60 000 тест-систем. Что касается наших мощностей, то они позволяют ежедневно изготавливать 50 000 исследований. 

Тест-системы по выявлению COVID-19 изготавливаются на основе данных по геномному сиквенсу от ВОЗ и Центров по контролю и профилактике заболеваний.
Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Диагностика издалека

В течение двух недель планируется запуск тестовой версии онлайн-сервиса для ежедневного мониторинга симптомов и определения вероятности заражения коронавирусом COVID-19. Над разработкой системы трудятся резиденты ПВТ. Сервис Sens MD ежедневно будет напоминать пользователю пройти опрос-диагностику, ответив на вопросы о температуре тела и самочувствии. По результатам опроса будет указана вероятность заражения коронавирусом и даны рекомендации по дальнейшим шагам. Также будет доступна панель управления, где в графическом виде можно отслеживать свои симптомы, получать рекомендации и проходить ежедневный опрос, рассказал сооснователь проекта Sens MD Никита Каешко.

— По опыту развития пандемии в мире основные проблемы — это большая нагрузка на систему здравоохранения и тот факт, что люди заражаются, приходя в больницу на осмотры и диагностику. Решение подобных проблем мы увидели в похожих сервисах в Великобритании и решили использовать функционал одной из наших готовых разработок, чтобы преобразовать ее в сервис по отслеживанию симптомов.

По словам Никиты Каешко, проект преследует две цели: дать инструмент для самостоятельного домашнего мониторинга симптомов пациентов, не требующих госпитализации, и снизить нагрузку на учреждения здравоохранения, посоветовав людям с легкими и не угрожающими жизни симптомами не идти сразу в больницу, а сидеть дома и отслеживать симптомы. Сервис задает пользователю около 10—12 вопросов, где нужно оценить свое самочувствие по самым частым симптомам и симптомам COVID-19. Далее сервис анализирует ответы, основываясь на логике, заложенной нашим алгоритмом, и выдает вероятность заражения именно коронавирусом, а также рекомендации по дальнейшим шагам. 

— Если вероятность COVID-19 у пациента высока, ему предложат немедленно позвонить на горячую линию Минздрава, — говорит Никита Каешко.

Воспользоваться сервисом сможет любой человек, у которого есть доступ в сеть интернет. Это будет не мобильное приложение, а веб-ресурс. Изначально функционал сервиса ограничен, однако он будет регулярно обновляться и дорабатываться. 

Виртуальный тест-драйв 

Увидеть работу самого большого самосвала в мире, «посидеть» за его рулем и побывать на экскурсии в цехах, где их собирают. Для этого не обязательно ехать на родину этих автовеликанов в Жодино. Резидент ПВТ компания Feeling Digital с помощью технологий виртуальной реальности решила эту задачу. Теперь потенциальному покупателю достаточно воспользоваться специальным приложением, делится сооснователь компании-разработчика Павел Фирсов.

В основе приложения для БелАз – видео в формате 360 градусов. И что важно — оно управляемое.
Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ
— Совместный проект с БелАзом направлен на решение конкретных бизнес-потребностей предприятия. Они создали самый большой в мире самосвал — 450 тонн. Он перевозит за один раз много руды. Но незадача — никому в мире его показать невозможно, кроме как привезя потребителя на само предприятие или оказавшись в Кузбассе на одном из угольных разрезов, где он работает. Понятно, что такое положение дел не устраивало производителей самосвалов. И решили сделать возможность виртуального тест-драйва, чтобы люди смогли увидеть все характеристики и преимущества машины. Параллельно с этим сделали виртуальную экскурсию по предприятию. Дело в том, что потенциальным покупателям очень важно видеть, в каких условиях они производятся. Спустя время появилась мобильная версия этого приложения, чтобы не только маркетологи предприятия, но и дилеры могли им пользоваться. Оно постоянно обновляется. Есть возможность добавлять как новые языковые версии, так и новые образцы техники. В основе приложения для БелАза — видео в формате 360 градусов. И что важно — оно управляемое. Также есть полностью интерактивные версии. Презентация нового поколения уже зарекомендовала себя в странах ближнего зарубежья и в Южной Америке.

Такой формат презентации продукции хорошо зарекомендовал себя и у производителей лифтов. Feeling Digital специально для предприятия «Могилевлифтмаш» сделала приложение, с помощью которого можно в виртуальном мире побывать внутри лифта. 

— У любого производителя лифтов есть одна проблема. Только предустановленных линеек продукции несколько, и обычно есть около 200 различных вариантов кабин. Помножить это на разные размеры шахт и разные текстуры — получается около 200. И человеку заранее их увидеть негде. Нет таких шоурумов. Да и на самом заводе тоже не всегда это возможно, — продолжает Павел Фирсов. — В приложении можно виртуально пройтись по типам зданий, где устанавливаются лифты: жилые дома, бизнес-центры, больницы и так далее. И там увидеть существующие модели лифтов, сделанные по реальным чертежам. Можно выбрать подходящий вариант. 

А для придирчивых клиентов есть режим конфигуратора. То есть можно собрать лифт самому из разных деталей. И система не даст совместить несовместимые комплектующие. Таким образом можно подобрать все что душе угодно. И понятно, что предложенные комбинации — это то, что завод может произвести. Плюс ко всему есть функция захвата изображения. На выставках эта тема тоже получает свое применение.

Весь транспорт как на ладони

Отслеживать движение общественного транспорта онлайн, узнавать актуальное расписание, фактическое время прибытия транспорта на конкретную остановку и выстраивать удобный маршрут к месту назначения, в том числе и между городами республики, с учетом выбранных видов общественного транспорта. Все это возможно благодаря разработке еще одного резидента ПВТ — компании IBA Group. Речь о мобильном приложении «Транспорт BY» — элементе системы диспетчерского управления пассажирским транспортом IBA AVM, которая включена в государственный реестр. 

Фото БЕЛТА

— Данная система вместе с мобильным приложением предназначена для повышения эффективности работы общественного транспорта и улучшения качества обслуживания пассажиров. В ней расчет фактического времени прибытия транспортного средства на остановку ведется по более точным алгоритмам, которые рассчитываются непосредственно в системе диспетчеризации, что предоставляет пользователям более достоверные результаты, — отмечает руководитель проекта IBA AVM Сергей Поповский.

Если смотреть с точки зрения концепции, то это единая система расписания и построения маршрутов для всей страны. Сейчас в ней действует трехуровневая система пассажирского транспорта. Есть заказчик перевозок — исполком, который определяет для своего региона, кто и сколько будет перевозить. Далее они создают оператора пассажирских перевозок — того, кто будет составлять маршруты и расписание для пассажиров. А оператор перевозок раздает эти маршруты перевозчикам и контролирует, как они исполняются. После того как перевозчик взял маршрут, ему выдается расписание, он должен по этому маршруту следовать по расписанию. Если он не выполняет эти требования — его штрафуют. Сергей Поповский объясняет:

— В стране уже созданы все операторы перевозок. И наша система диспетчеризации — единственная, которая может работать на уровне оператора пассажирских перевозок. Она позволяет подключать несколько перевозчиков в единую систему. Для примера можно рассмотреть опыт внедрения ее в Гомеле. Там в рамках одной системы подключены все перевозчики в городе и области. В результате появилась единая система информирования пассажиров. В каждом транспорте есть трекеры или смартфоны. И поскольку наша система в онлайн-режиме отслеживает прохождение остановок транспортом, то в ней изначально была сделана система информирования пассажиров по всем остановкам. Причем время отображается не по расписанию, а по реальному прогнозу. В том же Гомеле рассчитывается прогноз по всем остановкам, по всем перевозчикам. 

«Транспорт BY» — единственная система диспетчеризации, которая может работать на уровне оператора пассажирских перевозок.

Под «Транспорт BY» ее создатели понимают не приложение, а единую систему информирования для всей страны, в которой отображается весь транспорт, чтобы, приехав в любую точку страны, можно было увидеть прогноз движения транспорта по времени. Поскольку вся информация по движению общественного транспорта аккумулирована в одной системе, мы можем строить маршрут не только внутри одного города, но и между городами. Отображаются еще и железная дорога, и все перевозчики, которые осуществляют перевозки между городами. Также всегда показывается расчетная информация по ближайшему и следующему транспорту, даже если он еще не вышел из парка, потому что мы знаем, во сколько он выйдет на маршрут. Методы доступа к системе могут быть разными — как через сайт, так и через мобильное приложение или через USSD-запросы. Либо на остановке может быть установлено информационное табло, как простое текстовое, так и графическое. 

Сейчас в системе диспетчеризации в полном объеме работают Минск и Минская область, Гомель и Гомельская область, Лида, а также Брест. Запускают систему в Брестской области и Могилеве. 

— Планируем дальнейшее ее развитие. Когда все пассажирские операторы будут использовать систему и вводить в нее информацию по своему транспорту, тогда это будет полноценная и единая система для всей республики. Уже заключены договоры со всеми операторами, кроме Витебского региона. Идет процесс перехода со старых систем диспетчеризации на единую систему. Правда, процесс этот небыстрый. 

— Интерфейс системы прост и удобен в использовании. Отображается не только количество транспорта, который находится на маршруте, но и его особенности. Например, в Гомеле видно, какой транспорт с пандусами для колясок, в каком установлены кондиционеры, — рассказывает руководитель проекта «Транспорт BY» Алексей Терещук.

Основная функция — просмотр времени прибытия транспорта на остановку. При нажатии на «остановку» появляется табло, на котором видны прибывающие транспортные средства. Можно просматривать физическое расписание. Есть поиск по остановкам, маршрутам. Предусмотрена возможность в онлайн-режиме увидеть, где находится тот или иной транспорт. Также можно строить маршруты от точки до точки. Причем маршрут можно строить на текущее время или на любой другой день недели и на любое заданное время, и построен он будет с учетом транспорта, работающего в это время. Это особенно важно для небольших населенных пунктов, где пассажирский транспорт работает с большими интервалами, а также может вообще не ходить в определенные дни.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Реализация на внутреннем рынке всех резидентов ПВТ в 2017 году составила 189 млн рублей, в 2018-м — 296 млн рублей, в 2019-м — более 510 млн рублей.

ФАКТ

Сегодня Парк высоких технологий объединяет 818 компаний, где работает более 61 000 человек.

КОМПЕТЕНТНО

Всеволод ЯНЧЕВСКИЙ, директор Администрации ПВТ:


— Сегодня уже более 200 компаний Парка высоких технологий работают в интересах белорусских предприятий, активно участвуют в их цифровизации в самых различных областях. Спектр цифровых продуктов, которые предлагают резиденты ПВТ, самый широкий — здесь и искусственный интеллект, и дополненная реальность, и облачные решения по интеграции целых отраслей. Экспорт всегда был для парка одним из главных приоритетов. Но сейчас мы видим значительный рост на внутреннем рынке. Число компаний, которые разрабатывают проекты для наших белорусских заводов и предприятий, увеличилось в три раза.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter