Для экономической безопасности страны назрела необходимость на законодательном уровне прояснить нормы деятельности иностранных информационных платформ, оказывающих посреднические услуги белорусским потребителям

Цифра, сбивающая со счета

Технологии развиваются быстро, стремительно, молниеносно. Намного опережая законотворческий процесс. Но его тоже стоит активизировать. Иначе не успеем глазом моргнуть, как приличная часть потребительского рынка через разные инструменты финтеха перекочует на заграничную территорию. И вкалывать будут не роботы, а люди, а зарабатывать — различные информационные платформы. Уже лет семь ведутся бурные дискуссии, насколько полезны для страны в целом современные форматы пассажирских перевозок, когда деньги за поездку с карты белорусских пассажиров сначала отправляются в далекий заграничный банк, а потом из них гонорар получает водитель. Длинные дискуссии о чистоте конкуренции ни к чему не привели: электронные платформы перевозчиков с иностранной пропиской как стригли купоны, так и продолжают, собирая себе в карман жатву прибыли, оставляя издержки нашим таксистам. Но лиха беда началo: по той же стезе уже идет и электронный ретейл. Скоро по такой схеме будет работать весь спектр услуг. Но пока в колокола тревоги бьют только рядовые таксисты. В ведомствах если и замечают проблему, то эффективных решений по защите национальной экономики пока не озвучивают. Либо держат свои задумки в секрете.

«А что, так можно?» — с удивлением задавали себе вопрос предприниматели, когда Uber вышел на наш рынок в 2015 году. Поначалу вообще было непонятно, какой правовой статус у этой платформы. Вроде и не информационный ресурс, вроде бы и не диспетчерская служба… Впрочем, такие дискуссии велись по всему миру. Даже на родине транспортного агрегатора в США. Впрочем, у американцев многие вещи устроены не как у людей. Но в Беларуси Uber произвел фурор. На бизнес — не с самой лучшей стороны. Наши предприниматели почувствовали себя несколько уязвленными. Получилось, что импортная платформа прокручивала интересный финт. Ведь чтобы воспользоваться Uber, надо было зарегистрироваться и привязать к приложению свою банковскую карту. Стоимость поездки рассчитывала электронная платформа. Она же брала и плату за поездку. Причем деньги уходили на счет в голландский банк. Себе агрегатор оставлял комиссию и переводил деньги водителю. Получалась интересная история: никакой фактической ответственности платформа ни перед водителем, ни перед пассажиром не несла. Деньги на нашем рынке зарабатывала, но уходили они за границу. Там же и прибыль, и налоги оставались.

Потом были разные меморандумы, соглашения с госорганами цифровых платформ. Какие-то острые углы удавалось убрать. Но суть от этого не поменялась: местные, чисто белорусские компании, и бизнес, и счета которых находятся в нашей стране, все равно проигрывают агрегаторам. Соответственно, страдает и отечественный бизнес. Конечно, все давят на выигрыш потребителей: мол, цифровизация повышает конкуренцию, снижает цены, делает услуги более доступными. Все это так. Другой вопрос, за счет чего развивается конкуренция? Если за счет тех или иных схем оптимизации по фискальной части, то для государства в целом (в конечном счете и для потребителей как части государства) это не очень хорошо. Все-таки налоговая составляющая — важная часть в любой экономике. И если страдает одна доходная часть бюджета, то приходится изворачиваться. Либо сокращать государственные расходы. А это — и зарплаты бюджетникам, и инвестиции в инфраструктуру, что, в свою очередь, создает спрос на рынке. И для бизнеса в целом, и для рынка услуг в частности. Либо выпадающие доходы необходимо компенсировать за счет других источников — налогоплательщиков.

Ладно бы в результате снижения фискальных платежей дополнительную прибыль местные компании получали: хотя бы деньги в стране оставались. А так отдаем средства компаниям с зарубежной юрисдикцией. Неужели мы настолько богаты, чтобы кормить за счет своего рынка импортные фирмы?

Но такси — не единственная сфера, в которой иностранные электронные площадки грозят отхватить самые вкусные куски. Еще в 2015 году ваш покорный слуга писал: пройдет немного времени, и у нас появится Uber в других сферах услуг. Скажем, в ресторанном бизнесе. Почему нет: меню — в планшете, оплата — в интернете, а повар с официантом — всего лишь исполнители заказа. И денежки выводятся за рубеж. Чем не схема? И так можно с любой услугой поступить. Почти в воду глядел.

В прошлом году выкинул коленце Wildberries — раскрутившийся у нас российский интернет-магазин: взял и изменил профиль своей белорусской дочки — из торговой компании она превратилась в фирму по доставке товаров. Де-факто в работе белорусского субъекта хозяйствования ничего не изменилось: остались пункты выдачи покупок и так далее. Только теперь товары на сайте заказываем… у иностранных субъектов хозяйствования. Кстати, цены номинированы в российских рублях. В них наши потребители и платят. А белорусская дочка Wildberries только раздает покупки. Вроде бы все законно. Но как-то не совсем правильно, мягко говоря. Особенно на фоне неимоверных усилий по защите потребительского рынка от опасной и некачественной продукции, а также девалютизации нашей экономики. Кстати, если наш гражданин приобретает товар в импортной торговой точке, то и законодательство по защите прав потребителей работает той страны, в юрисдикции которой находится продавец. Словом, так себе ситуация.

Опять же прецедент создан. Если так пойдет и дальше, то скоро наши продуктовые гипермаркеты превратятся в логистические фирмы. А продавцами будут выступать зарубежные компании. Автосалоны могут превратиться в демонстрационные площадки. А заказывать и платить будем продавцам, зарегистрированным где-нибудь в Европе. Схема-то с точки зрения минимизации налогов интересная.

По разговорам в кулуарах понимаешь: профильные госорганы проблему видят. Но говорят: ее решение логично искать на площадках Евразийского союза. Вроде бы работа в этом направлении ведется. Но при всех плюсах ЕАЭС проблемные вопросы там решаются не очень стремительно. Возможно, это правильно: регулятивные механизмы, особенно если они распространяются на шесть стран, требуют серьезной проработки. Но не логично ли ввести некие правила игры на национальном уровне, а потом уже национальные нормативные акты адаптировать под Евразийское законодательство? `l


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter