Программа для переписи населения, автоматизация ГАИ, умный город: какие еще проекты резиденты ПВТ создают для нашего рынка

«Цифра» с местной пропиской

Белорусский Парк высоких технологий часто сравнивают с Силиконовой долиной, что вполне оправданно. Например, согласно Forbes, с ПВТ сотрудничают пять из десяти крупнейших мировых корпораций. Шесть компаний-резидентов Парка входят в рейтинг ста лучших аутсорсинговых компаний мира. Его заказчиками выступают организации из 67 стран мира. При этом потенциал Парка оценили и в Беларуси — с ним успешно сотрудничают многие белорусские предприятия. Корреспондент «Р» разбирался, какие инновационные решения востребованы на внутреннем рынке.

Для внутренних потребностей резиденты ПВТ создают IT-продукты самых разных уровней сложности.
Коллаж Анны Вяжевич.

Имиджевые проекты для ГАИ и Белстата

Стоит сразу обратить внимание на тот факт, что на внутренний рынок работают те резиденты ПВТ, которые в условиях жесткой конкуренции на внешнем выигрывают тендеры в миллионы долларов. Один из них работает с десятками крупнейших белорусских потребителей и заказчиков IT-продуктов. В компании разрабатывают комплексные системы автоматизации для банковского сектора, дистанционного банковского обслуживания, мобильные приложения.

Директор компании Олег Кондратенко перечисляет заказчиков и называет проекты, сделанные для них:

— Наши клиенты — министерства и ведомства, системообразующие банки, ведущие институты и промышленные гиганты Беларуси. Если говорить о самых знаковых и важных проектах, то их у нас около ста. Это, например, архив страны, система документооборота земельного кадастра, автоматизация ГАИ, продукты для построения универсального банка на 3 миллиона клиентов «под ключ». Все продукты уже находятся либо в разработке, либо в промышленной эксплуатации. 


Можно также добавить к реализованным нами решениям и часть систем «Белпочты», Белорусской железной дороги, Национального центра электронных услуг и многих других. За 10 лет работы компании мы выполнили проекты под 100 тысяч различных задач и запросов.

Когда беседа зашла о цене сотрудничества, Олег Кондратенко пояснил: говорить о заоблачных заработках по внедрению решений компании в госсекторе не приходится:

— Это для нас, скорее, имиджевые проекты, государственно-частное партнерство или, если хотите, социальная ответственность бизнеса. Мы в этом вопросе мыслим шире, и глубже.

Свежий пример — систему переписи населения нашей страны мы сделали за несколько сотен тысяч рублей. Для сравнения, в зарубежный тендер мы идем со стоимостью в несколько миллионов долларов: наша цена там конкурентоспособна, а технологические решения — в группе мировых лидеров. Мы снизили время заполнения опросного листа в четыре раза, 12—15 тысяч переписчиков могут спокойно перемещаться по всей Беларуси, будучи или в онлайн с сервером, или выходя и появляясь в области покрытия сетей сотовых операторов сколько угодно раз. Система гарантированно собирает и хранит данные, обрабатывает их и предоставляет доступ в соответствии с функциональными спецификациями. 

Рассказывая о проекте с ГАИ, над которым работает компания, Олег Кондратенко обратил внимание, что благодаря новым решениям ряд административных процедур для граждан в этом году может существенно сократиться по времени. Некоторые задачи при работе в тестовом режиме уже показали снижение временных издержек в 5—10 раз: 

— И здесь, это очень важно, тот случай, когда быстрее — значит, лучше. Так белорусы сэкономят свое время, а бюджет страны — ресурсы. При готовности нормативной и технической базы можно будет приобрести машину онлайн и увидеть ее у себя под окном со всеми оформленными документами. И, конечно, реальным становится контроль наличия страховок и техосмотра без присутствия человека — системы видеонаблюдения выполнят свою задачу корректно и в любое время суток.

Говоря о перспективах работы на нашем рынке, глава компании упомянул, что в последние годы в портфеле заказов фирмы растет доля продуктов цифровизации: создание новых платформ, способных решать требуемые задачи с нагрузкой в десятки миллионов транзакций в сутки.

— Для нашей страны критически важно скорее пройти ряд уровней цифровизации. Например, создать единую систему идентификации физических и юридических лиц, ведь мы должны общаться в цифровых каналах, а значит, точно знать, с кем общаемся, с кем ведем переписку, выполняем ту или иную работу.

Внутренний рынок для резидентов ПВТ не является основным, но остается имиджевым. Именно здесь они предлагают свои инновационные подходы в решении запросов белорусских организаций. 
Фото Виталия Пивоварчика.

Дело не только в бизнесе

На внутренний рынок работает также группа компаний, где создают платформы мониторинга безопасности, системы управления массовыми мероприятиями, сервис-платформы для мессенджеров и онлайн-игр.

Заместитель директора Виктор Высоцкий вводит в курс дела: 

— Наши компетенции — облачные вычисления, искусственный интеллект, чат-боты, хранение и обработка больших данных. Кроме внутреннего рынка, мы работаем в России, Казахстан
е, Азербайджане, Ирландии. В частности, наша разработка позволит автоматизировать процесс управления II Европейскими играми. Ведь это не только соревнования спортсменов, но еще и технологии. Именно технические решения позволяют обрабатывать огромное количество информации, принимать заявки, распределять гостиничные номера, планировать работу волонтеров, координировать взаимодействие тысяч людей и обеспечивать безопасность. 

В компании заняты тем, чтобы предстоящие Игры получились не только яркими, но и умными. Это масштабная часть любого мероприятия, но обычно она остается скрытой от глаз рядового зрителя. Заказчик проекта — фонд «Дирекция II Европейских игр». 

— Для нас проекты, которые сегодня внедряются в стране, не столько интересны с точки зрения бизнеса, сколько  выступают площадкой для разработки и совершенствования продуктов. Это создает почву и предпосылки для более эффективного и быстрого их внедрения на другие рынки, так как они  уже адаптированы под многие запросы и потребности клиента.

Замысел проекта Games Managment System – использовать платформу как универсальный инструмент для организации мероприятий любого уровня и наполнения: от чемпионатов мира по хоккею до «Евровидения», с минимальными затратами как финансовыми, так и временными. Уникальность продукта — в возможности развернуть его в самые короткие сроки под событие.

Облачная  платформа мониторинга общественной безопасности Kipod — ключевой элемент  концепции «Умный город» — одна из последних разработок компании. Этот сложный проект она реализует в тесном сотрудничестве со многими  госорганами страны.

— Речь идет, например, об оптимизации дорожного движения, поиске без вести пропавших людей. Но такие проекты также предполагают неограниченное   масштабирование, и потому мы не замыкаемся рамками только одной страны. 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В 2017 году экспорт Парка высоких технологий впервые в истории превысил один миллиард долларов. 

• На внутренний рынок пришлось 9 процентов объема услуг Парка, или около 100 миллионов долларов (189,2 миллиона рублей). 

• Полной статистики 2018 года еще нет, но уже известно, что экспорт вырос на 40 процентов за три квартала, включая сентябрь. 

• В денежном эквиваленте это составило 965 миллионов долларов. Ожидается, что цифры по внутреннему рынку также прирастут.

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter