Календарь и традиции

«Цi дазволiце вясну заклiкацi?»

На предстоящую неделю у православных верующих приходится ровно половина Великого поста — «сярэдапосцце». Думается, название не требует специального комментария. Еще одно определение — «хрэсцы» — связано с обрядовой выпечкой, приуроченной снова–таки к этой неделе. В разных регионах хозяйки выпекали небольшие булочки — «хрэшчыкi», придавая им не только крестовидную форму, но и форму различных «гаспадарчых прыладаў». Обычно «плужок», «коса» доставались хозяину и старшим сыновьям, «серпы» — дочкам, ну а младшенькому–«поскребышу» предназначалась «пуга» — пока еще только как гусиному пастушку. «Хрэшчыкi» выпекались на растительном масле без яиц, иногда с добавлением тмина, чаще всего слегка подсаливались и могли долго храниться. Обычно их держали за образами и использовали практически на протяжении всего года: во время начала посевных работ, при первом выгоне домашних животных в поле, в период покоса, в разгар жатвы, во время гроз и шквалистых ветров, при пожарах и т.д. Люди верили: «хрэшчыкi» защитят от всего «лiхога». Их давали деткам, чтобы тех обходили болезни, брали с собой в далекую дорогу. Надо отметить, подобная обрядовая выпечка «со значением» и по принципу подобия, да еще среди поста, встречалась только на белорусских землях.


Наблюдали в день «сярэдапосцця» и за погодой. Спокойная, безветренная и довольно теплая обещала такое же «пагодлiвае» лето, дождь или снег заставляли настроиться на «макрэчу» даже в покос.

17 марта в народном календаре «Герасим–грачевник». Считалось, именно он «пригоняет грачей». Эти птицы мастерят свои гнезда на довольно высоких деревьях. Поэтому о человеке, который собирает всякие прутья, палки по принципу «в хозяйстве пригодится», у нас говорят: «Ён, як грак, усё ў гняздо цягне».

20 марта в этом году ЮНЕСКО объявлено Днем Земли. Это день весеннего равноденствия. В природе происходят изменения космического порядка. У наших предков существовали очень интересные и символичные обычаи и обряды, связанные с желанием приблизить приход весны и тепла, убрать все препятствия и преграды на их пути. Так, в западных регионах (Слонимский район) проводился еще один, кроме Масленицы, обряд изгнания зимы. Если сохранялся снег, молодежь скатывала из него большого снеговика, которого практически тут же разбивали и растаптывали ногами, «каб зiма знiкла на 9 месяцаў». Потом каждый приносил из дому старую глиняную посуду, и ее тоже разбивали на порогах домов своих родичей и знакомых, приговаривая: «Хазяйка, зiму прагналi! Адчыняй свае дзверы, завi нас у госцi». Таких «вестуноў» нового времени обязательно приглашали за стол с хорошим угощением. Как ни странно, но в этот день по–особому относились к «остаткам» зимы — сосулькам: не просто разрешали, но даже предлагали детворе сосать их, как карамельку. Одновременно загадывали загадку: «Што зiмой расце коранем уверх, а вясной памiрае?» Сосулька! Поутру, как правило, хозяин вел к проруби напоить домашнюю скотинку, но сначала сам омывал руки и лицо. Считалось, после такой процедуры животные будут послушными и спокойными на протяжении всего года. Еще до восхода солнца мальчики старались перебросить через крышу 40 щепочек, а девочки и девушки переламывали 40 небольших дощечек, разрывали 40 веревочек и шнурков. Предметы, что разламывались, разрывались, символизировали силы, сковывавшие землю, и теперь оковы сбрасывались, открывая весне дорогу. Кроме того, матери выпекали для своих деток маленькие булочки в виде птичек–«жаўрукоў» с глазками–изюминками. Ребятня подбрасывала их вверх и призывала птиц настоящих, живых, которых, как у нас считали, должно прилететь не меньше 40 стай: «Жавароначкi, прыляцiце, вясну красную прынясiце!» Часто в тесто булочек клали мелкие монетки: кому они достанутся — тот будет удачлив весь год. Дома обязательно готовили блинчики, галушки, вареники, коржики — называли их по–разному, в зависимости от региона. Первый такой хлебец обязательно бросали в огонь — как дар небесному светилу. И обязательно кликали весну, призывали ее. Девушки небольшими группками забирались на пригорки, крыши сараев и оттуда «бросали голос» ввысь, куплет подхватывали следующие группы, и все вокруг буквально звенело. В некоторых местах сначала просили разрешения у старейшин: «Цi дазволiце, старыя людзi, вясну заклiкацi?» Но... За окном — только март. А «Мароз казаў, што я i ў маi тры днi маю». Не будем забывать об этом.

Советская Белоруссия № 48 (24678). Пятница, 13 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter