Цепная реакция

Что стоит за резолюцией Совета Безопасности по Ирану?
Что стоит за резолюцией Совета Безопасности по Ирану?

Дебаты в ООН вокруг обогащения Ираном урана временно закончились с принятием Советом Безопасности очередной резолюции по этой стране. За ужесточение санкций в отношении Тегерана проголосовали все постоянные члены Совбеза.

На сворачивание ядерной программы Ирану дано два месяца. Кроме того, будут заморожены счета предприятий и отдельных лиц, занятых в ней, а также зарубежные счета одного из крупнейших банков страны — государственного «Сепах». Совбез ввел также запрет на экспорт оружия из Ирана.

Впрочем, резолюция содержит оговорку: если Тегеран приостановит работы по обогащению урана или докажет, что разработки носят сугубо мирный характер, санкции могут быть приостановлены и до истечения двух месяцев.

Однако официальный представитель иранского правительства заявил, что решение Совета Безопасности вызовет ответные шаги. Так, Тегеран планирует ограничить сотрудничество с МАГАТЭ.

Вряд ли можно считать ответной мерой задержание в пятницу 15 британских моряков в территориальных водах Ирана (Лондон утверждает, что никто иранскую границу не нарушал). Хотя любопытно, что инцидент произошел аккурат накануне голосования в Нью–Йорке.

Ситуацию с принятием резолюции я попросил прокомментировать директора Центра международных исследований при БГУ Владимира Улаховича.

— Иранская тема очень и очень сложная, так что другой резолюции и быть не могло. Никто сейчас не готов не только проводить, но даже воспринимать идею силовой акции. В Тегеране, кстати, это чувствуют и пользуются, что, в частности, проявилось в отношениях с Россией, которая по иранской ядерной программе всегда занимала более взвешенную позицию, чем западные страны. Несмотря на то что резолюцию можно охарактеризовать как довольно жесткую, члены Совета Безопасности дали понять: двери для переговоров открыты. Это разумный компромисс, я считаю. С другой стороны, единогласное принятие резолюции является демонстрацией Ирану консолидации мирового сообщества. Раньше два постоянных члена Совбеза Китай и Россия придерживались особой позиции.

Что касается задержания иранскими пограничниками британских моряков, произошедшего в то время, когда принималась резолюция, то это, на мой взгляд, что–то из области психологического противостояния. Заплыли они в иранские территориальные воды или нет — это вопрос технический, по меньшей мере спорный, и в любом случае не стоит той шумихи, которую вокруг него подняли. Закрадывается подозрение, что обеим сторонам было просто выгодно немного подогреть страсти.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter