Цепная реакция

Одаренный одаренному — друг, учитель и братВ 2007 году сразу семеро из 19 учеников профильного химического класса Лицея БГУ стали победителями республиканской олимпиады по химии. Однокашники поздравили с победой Глеба Горбацевича, Виталия Малиевского, Алексея Матвеева, Анастасию Рабаткевич, Анну Сивоплясову, Егора Улащика и Павла Чулкина.

— Выходит, по три с половиной победителя на брата? — иронизирую в адрес учителей химии Лицея БГУ Вадима Эдвардовича и Виталия Эдвардовича Матулисов.
— По четыре, — вносит поправку Вадим. — Диплом первой степени по химии получила еще одна наша ученица, из биологического класса, — Ирина Бородич.
До старших классов близнецы Вадим и Виталий Матулисы учились в спортивной школе бок о бок с Ваней Иванковым и тоже демонстрировали неплохие результаты в спортивной гимнастике. Решив, однако, не гоняться за титулами чемпионов мира, пришли на подготовительные курсы Лицея БГУ. Из школьных предметов им нравились математика и физика, но на первом занятии учитель математики, стремясь разжечь интерес к своему предмету, задал очень сложную задачу. В случае с братьями Матулисами эффект получился неожиданный: Вадим и Виталий ужаснулись, что ничего не понимают в любимом предмете, и... поступили в химический класс. Через год учебы, во многом благодаря классному руководителю братьев, ныне директору лицея Татьяне Александровне Колевич, химия стала простой и понятной.
В 1995 году Вадим и Виталий без проблем поступили на химический факультет БГУ. Менее чем через два года стали профессионально заниматься наукой — в штате НИИ физико-химических проблем БГУ. Через пять лет, окончив университет с красными дипломами, поступили в аспирантуру и вернулись в лицей — уже в качестве учителей. Продолжая работать в НИИ физико-химических проблем БГУ, читая студентам химфака лекции по квантовой химии, написали монографию “Прикладная квантовая химия” и несколько учебных пособий для поступающих в Лицей БГУ, защитили кандидатские диссертации. Та трудная математическая задачка сыграла определяющую роль в их судьбе, ведь квантовая химия — раздел знаний на стыке химии, математики и физики. Кстати, в лаборатории НИИ физико-химических проблем уже не хватает места, чтобы рассадить всех учеников и студентов, которые увлеклись квантовой химией благодаря Матулисам.
На днях председатель Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренной молодежи Елена Белова вручила Вадиму и Виталию Матулисам свидетельства лауреатов премий фонда. Братья ответили на высокую награду словами признательности и... виртуозной игрой на электрогитаре: оказывается, и при таком ритме жизни можно найти время для серьезных занятий музыкой.
— Может, секрет в том, что близнецам легко подменять друг друга, снижая таким образом нагрузку на каждого вдвое? — не удержалась от подозрений я.
Виталий: — Только однажды, еще в школе, мы схитрили: Вадим не выучил стихотворение, и я рассказал его за двоих. Потом мы повзрослели, и сама атмосфера Лицея БГУ не располагает к лени или жульничеству. В большинстве школ учителя держат с учениками некую дистанцию: всегда есть дети, с которыми приходится вести себя строже. В лицей приходят те, кто заинтересован учиться, поэтому здесь царит товарищеская атмосфера. Это когда учитель нужен не для того, чтобы под угрозой плохой отметки заставить ученика работать, а чтобы направлять, поддерживать старшеклассников в их желании постигать предмет.
— Тяжело ли работать с одаренным классом?
Вадим: — Трудно, но интересно. Одному известному человеку принадлежит такая фраза: парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те люди, которые в нем не нуждаются. На мой взгляд, это частично справедливо и по отношению к процессу обучения. Почему частично? Человеку надо учиться, причем всю жизнь. Но лицеисты, которые наиболее преуспели в учебе и которым, казалось бы, нет необходимости посещать дополнительные занятия, неизменно на них приходят. Кроме того, они участвуют в турнирах, научных конференциях, олимпиадах, посещают факультативы, а в свободное время занимаются спортом или выступают на сцене. Хотя, наверное, можно переставить причину и следствие и сказать, что успехи наших ребят как раз обусловлены их огромным интересом к учебе и ежедневным кропотливым трудом. 
— Вы же химики: неужели не пытались вывести некую формулу одаренности?
Виталий: — Вопрос скорее к биологам: они живыми объектами занимаются. А если серьезно, то дело не только в одаренности. Не всегда самые способные добиваются наибольшего успеха. Есть дети, которым учеба дается легче, чем остальным, но они меньше работают. Не бывает такого, чтобы одаренный человек не прикладывал никаких усилий, а успех пришел к нему сам собой.
Вадим: — Многое зависит от того, как человек способен себя организовать. Мало просто уделять работе время, надо ставить цель и последовательно добиваться эффекта.  Организованные могут большего добиться, чем просто умные люди, которые много знают, но живут сиюминутными заботами, не планируя свое будущее.
Виталий: — Вопрос о жизненной цели философский. Может, кому-то в силу характера важно чувствовать себя выше других, вызывать восхищение. А кому-то это не надо, он просто хочет получать удовольствие от своей работы. Каждый волен выбирать, зачем живет. Нельзя человека, который всю жизнь проработал с детьми и не написал кандидатскую диссертацию, ставить ниже того, кто посвятил жизнь науке и стал профессором. У них разные цели в жизни. Но важно, чтобы избранное тобой дело выполнялось хорошо и чтобы это приносило другим радость.
— А какую цель преследуете вы, работая в лицее? Подготовить как можно больше победителей олимпиад?
Вадим: — Я считаю, что нельзя ставить перед собой подобные цели. Соревнования между учащимися нельзя превращать в соревнования между их учителями  или учебными заведениями. Последнее приводит к тому, что школы иногда делают из учеников своего рода орудие для достижения неких благоприятных показателей. Это часто имеет негативные последствия. Иногда ученика, успешно выступившего на районной олимпиаде, освобождают от посещения занятий, чтобы дать ему возможность готовиться к следующим этапам олимпиады. Между тем учеба в школе — лишь ступенька на пути формирования грамотного специалиста. Человека, который в школе изучил некоторые разделы университетского курса химии, но при этом не знает истории, физики, не умеет грамотно писать, едва ли можно назвать таким специалистом. Поэтому Лицей БГУ не предоставляет участникам олимпиад права свободного посещения занятий накануне состязаний.
Виталий: — Очень редко встречаются дети, которыми движет прагматичный интерес: вот буду изучать химию, стану победителем олимпиады и поступлю в вуз без экзаменов. И, как правило, они не побеждают. Их обходят те, кто занимается химией просто потому, что им это интересно.
Вадим: — Минувшей весной наши ребята, победившие на республиканской олимпиаде по химии и таким образом решившие вопрос поступления в вуз, подошли ко мне в некоторой растерянности: “Вадим Эдвардович, мы работали, работали — и вдруг все позади, мы уже студенты. Мы не знаем, чем бы нам сейчас заняться...” Я говорю: “Ребята, отдохните, вы ведь это заслужили!” Хотя понимаю: участники олимпиад привыкли работать, не давая себе передышки, ведь состязания проходят во время школьных каникул. Сейчас, в январе, в лицее пройдет третий этап республиканской олимпиады школьников, в феврале у нас научно-практическая конференция, и с докладами на ней, как и в прошлые годы, выступят самые активные участники олимпиад.
Виталий: — Причем у одаренных детей хватает времени не только на себя. Наш победитель международной олимпиады по химии Паша Чулкин, будучи в 11-м классе, много времени тратил на то, чтобы заниматься подготовкой к республиканской олимпиаде с 10-классниками. Сам давал им задания на неделю и разбирал сложные задачи. На эти
“факультативы” ходили даже
11-классники — получается, что Пашины конкуренты. И другие победители олимпиады, уже поступив в вуз, попросили разрешить им провести несколько уроков химии в непрофильных классах. Сами, консультируясь с учителями, готовили конспекты, ставили опыты. На церемонии награждения филологи приветствовали своих “учителей” дружными возгласами.  Я считаю, именно такой должна быть атмосфера в учебном заведении.

В тему  Не толкайтесь и не спотыкайтесь

Сведения о том, будет ли в связи с повышенным выпуском общеобразовательной школы увеличено количество бюджетных мест в вузах, противоречивы. Официально контрольные цифры приема будут утверждены не позднее 1 марта 2009 года.
Порог, который до сих пор надо было перепрыгивать участникам централизованного тестирования, скорее всего, будет отменен. Министерство образования выступает с инициативой выдавать сертификаты всем участникам испытаний.
С нынешнего лета автоматизированная система позволит регистрировать участников централизованного тестирования в режиме реального времени.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter