Цены — вопрос основополагающий

Услуги автосервисов в нашей стране в перспективе могут подорожать

Услуги автосервисов в Беларуси в перспективе могут подорожать

Легальные автомастерские в Беларуси рискуют растерять последних клиентов. Еще год назад владельцы автомобилей с только-только закончившейся заводской гарантией по привычке ремонтировали свои машины исключительно в официальных сервисах. Однако из-за высоких цен на их услуги число перебежчиков на «независимые» СТО увеличивается. Для автомобильных дилеров, которые в последнее время признают, что ремонт и техобслуживание стало для них чуть ли не единственным средством выживания, это сродни катастрофе. Ведь конкурировать с «серым» рынком по цене они просто не в состоянии...

«Битва» за клиентов между фирменным автосервисом и неавторизованными СТО началась сравнительно недавно. Еще несколько лет назад обслуживаться в легальном дилерском автосервисе считалось уделом избранных. Большинство ремонтных работ по старинке проводилось в гаражных мастерских. Однако официальные дилеры, заинтересованные в своем долгосрочном развитии, стали уделять больше внимания сервису постгарантийных автомобилей. Особенно это коснулось массовых торговых марок. Но, как выяснилось, работать на равных с «серым» рынком официальные СТО не в состоянии. Дело в том, что у легальных предпринимателей в данном случае места для маневра совсем немного — белорусское законодательство подразумевает, что стоимость материалов, запчастей, узлов и агрегатов, используемых при оказании услуг населению, включается в тарифы по цене приобретения. Иными словами, автосервисы, как предприятия сферы услуг, вправе получать прибыль только за услуги, а вот возможности адекватного формирования цен в соответствии с конъюнктурой рынка и своими издержками лишены. Вместо этого авторизованным СТО предлагают «отбивать» свои затраты за счет увеличения тарифов нормо-часа – времени, которое работник сервиса потратит на исправление поломки. Зазор для увеличения цен, по мнению специалистов Минэкономики, есть. И нешуточный. В феврале—марте минувшего года ведомство совместно с МИДом и Автомобильной ассоциацией «БАА» провело сравнительный анализ стоимости ремонта автомобилей в Беларуси и сопредельных государствах, который показал, что цена нормочаса в нашей стране сравнительно невысока: она составляет от $ 9 до $ 32. В то же время в России — $ 18,2—40,2; в Украине — $ 21,95—31,2; в Литве — $ 47,1—62,7; в Польше — $ 66,3—79,9. То есть автодилерам законодательно разрешено увеличивать стоимость нормочаса, но другой вопрос, что сами они этого не хотят. «Услуги автомехаников в нашей стране и без того «золотые», — говорят они.

«Для любого клиента вопрос цены – основополагающий,– говорит замдиректора гомельского дилерского автопредприятия «НТС» Василий Аникеев. – Мы получаем запчасти у нашего импортера и обязаны на сервисе их устанавливать по цене приобретения. Сложившаяся ситуация не устраивает ни автосервис, ни наших клиентов, так как нередко приводит потребителя к неразумным, а оттого обидным тратам. К примеру, поломка автомобиля, требующая замены небольшой и недорогой детали, в итоге выливается в необходимость тестирования, которое может занять несколько часов, и за это потребителю придется заплатить отдельно». В автосервисах приводят грустную арифметику: к примеру, поменять сальники стоит порядка Br 800 тыс., хотя сама деталь обходится не более Br 100 тыс. Хуже всего с электроникой: запчасти здесь заведомо недорогие, но на выходе ремонт редко стоит меньше Br 500 тыс. Все это противоречит общемировой практике, принятой для автосервисов: прибыль обеспечивается именно продажей запчастей, а не работой. В этом заключается их коренное отличие от других видов бытовых услуг, к которым у нас в Беларуси относится и автосервис. Бывают ситуации и обратные: узловая сборка автомобиля на деле при поломке приводит к необходимости менять целый агрегат. Легальному автосервису проще отказать такому клиенту, чем работать себе в убыток. Вообще, специалисты подсчитали: в структуре сбыта официального СТО запчасти, как правило, составляют 65 % от стоимости ремонта, а услуги – 35 %. Учитывая, что розничная и оптовая реализация запчастей составляет не более 25 %, получается, что оставшиеся три четверти запчастей дилеры вынуждены отпускать по себестоимости.

«Нелегальный рынок запчастей для автомобилей даже в лучшие времена составлял не менее 90 %, — расставляет акценты председатель правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Михневич. — Если говорить о существующей в стране структуре каналов реализации запчастей, то помимо импортеров-оптовиков, официальных СТО, закупающих запчасти по внешнеэкономическим контрактам, и дилерских автосервисов, напрямую работающих с первыми поставщиками, львиную долю на рынке занимают индивидуальные предприниматели, частично работающие «втемную», а также откровенно теневой рынок: гаражи, авторынки, реализация по объявлениям и через Интернет». Получается, что среди всего разнообразия каналов предложений под регулирование цен в стране попадают только официальные сервисы.

«Пагубная практика ограничения цен на запчасти приводит к тому, что цены на услуги СТО в стране не падают, а, наоборот, растут ввиду роста всевозможных издержек предприятий, которые могут закрывать тарифами на услуги, хотя СТО на соседних рынках давно уже хвастаются снижением тарифов», — говорит Сергей Михневич. Специалисты находят в сложившейся ситуации исключительно отрицательные моменты. В стране расцветает теневой бизнес запчастей, в то же время объемы оказания услуг официальными СТО падают. В итоге бюджет страны теряет налоговые поступления, выплачиваемые официальными автосервисами при реализации запчастей через сервис, а официальные автосервисы не могут предложить клиентам конкурентоспособные цены.

«Моментом истины» для отечественного рынка автосервиса станет 1 июля 2010 года. Со снятием всех барьеров внутри Таможенного союза участники рынка ожидают весьма негативного развития событий. Прежде всего, импортеры-оптовики, оценив бесперспективность работы на белорусском рынке, уйдут работать на территорию России, где законодательство более либерально и никто не будет мешать оперировать оптовыми наценками. Перестроят свою логистику и официальные дилеры — они переведут канал оптовых закупок в сторону российских фирм-нерезидентов. В итоге отток валюты за рубеж, который и без того в сегменте поставок запчастей сегодня нельзя назвать маленьким, еще больше увеличится. Тем более что этому поспособствует и рост таможенных пошлин и оптовых надбавок. Для конечного потребителя такое положение вещей означает гарантированный рост цен на услуги автосервисов, причем не только официальных, но и «гаражных». Ведь упустить финансовую выгоду последние вряд ли пожелают.

«Двухуровневые структуры распределения, а это и есть дилерские сети, окончательно потеряют экономическую целесообразность в нашей стране. Это приведет к тому, что развитие официального сервиса в регионах будет приостановлено, — прогнозируют в «БАА». – В итоге развитие получит теневой бизнес и нелегальные схемы поставок запчастей». Но самое неприятное – в страну могут прийти ритейлеры из России, которые будут аккумулировать все свои наценки в своей стране, платя там таможенные платежи и налоги и реализуя товар в Беларуси по высоким ценам с малой наценкой, их маржа будет за пределами Беларуси, не будут платить при этом в бюджет нашей страны никаких налогов, кроме НДС.

-----------------------------------

Не СТО, так двести

Как отмечают в Министерстве торговли, сегодня развитие автосервисов в стране идет достаточно активно. В госпрограмме развития бытового обслуживания населения на 2006—2010 годы предусмотрено: до конца нынешнего года число СТО в Беларуси должно увеличиться до 1400 объектов по техобслуживанию и ремонту транспортных средств. Впрочем, жизнь значительно опередила планы – на конец минувшего года в стране функционировало 2586 СТО, причем только за последний год их число увеличилось на 215 объектов. Для сравнения: в 2006 году в республике насчитывалось 1418 СТО, в 2007 году — 1576. В Минторге подчеркивают: большинство из них принадлежит юридическим лицам, а всего в этом виде бизнеса на сегодняшний день занято более 15 тыс. человек.

В ведомстве признают: вопрос ценообразования на услуги автосервисов, действительно, следовало бы изучить детальнее. В начале нынешнего года специалисты Минторга даже отправили запрос в Минэкономики с предложением пересмотреть подходы в формировании ценника. В частности, Минторг рекомендовал внести изменения в «Инструкцию о порядке формирования и применения цен и тарифов» в части включения в стоимость услуг стоимости материалов, запчастей, узлов, агрегатов, фурнитуры, используемых при оказании услуг по цене приобретения с добавлением расходов по их приобретению и торговой надбавки. Пока в Минэкономики изучают целесообразность такого шага, а в Минторге уверены: в перспективе этот ход должен повлиять на снижение услуг «белых» автосервисов. Кстати, как отмечают в подведомственной министерству организации ГО «Белбыт», проводимый ежемесячный мониторинг цен на услуги по техобслуживанию и ремонту транспортных средств показал, что в 2009 году тарифы на них не росли. С начала 2009 года индекс цен по Минску даже сократился на 3,3 %, а в целом по республике — на 1,8 %.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter