Цены отпустили. Но они не убегают

Продавцы не спешат переписывать ценники...

По крайней мере — пока. Рейд корреспондентов «СБ» по Комаровскому рынку и магазинам Минска показал: несмотря на вступление в силу постановления Минэкономики № 141, отменившего ограничение торговых надбавок, продавцы не спешат переписывать ценники.


Сразу напомню: не все товары освобождены от государственного регулирования. Торговые надбавки на основные продукты питания, лекарства и детские товары остаются фиксированными. К примеру, допустимая наценка на вареные колбасы и сосиски — 12 процентов. А вот более дорогие сыровяленые и сырокопченые колбасы (торговая надбавка по ним не превышала 25 процентов) отныне могут стоить столько, сколько сочтет нужным продавец.


...Изучаю мясные прилавки «Комаровки». Колбаса «Мюнхенская» — 35.510 рублей, «Борисовская» — 35.990, «Нарочанская» — 32.700... На глазок роста цен не чувствуется. «А мы и не меняли цены и не собираемся этого делать», — убеждают меня едва ли не хором продавцы. «А почему?» — задаю наивный вопрос. «А куда их повышать, если и так продажи упали наполовину, — сетует хозяйка частного торгового предприятия. — Раньше мы в день на миллион рублей продавали мясных изделий, а сейчас хорошо если полмиллиона выручка. Если подниму цены, потеряю даже постоянных клиентов. И на что потом жить, как рассчитаться с мясокомбинатами?»


По словам собеседницы, иногда, чтобы пополнить кассу и чтобы колбаса не залежалась, она снижает цены. Но конкуренты начинают укорять за «демпинг». «Так, может быть, всем вам, продавцам, устроить скидки, чтобы привлечь покупателей?» — подначиваю я. «Хорошо бы, — вздыхает собеседница. — Но мы и при этих ценах работаем почти «в ноль». Каждый день нужно платить 60 тысяч за аренду холодильника. Плюс транспорт, услуги грузчика, налоги, платежи мясокомбинатам. А ведь надо и себе что–то оставить...»


«А вы будете менять ценники?» — интересуюсь у предпринимателя в рыбных рядах.


«На продукцию, которая на витрине, я цены изменить уже не могу. Она завозилась до вступления в силу постановления № 141, — объясняет хозяин рыбной точки. — Но на свежие партии цены тоже менять не буду».


Падение покупательского спроса продавцы рыбы ощущают так же, как и «мясники». «Вчера касса составила 220 тысяч, а прошлой осенью по полмиллиона выручали за день. Снижать цены мне некуда. Аренда торгового места и налоги — 1,5 миллиона в месяц — меньше ведь не стали...»


Но и повышение цен мой собеседник считает «самоубийством». «Наценка на рыбу в основном — 23 процента. На деликатесы — икру, палтус, тигровые креветки — 30 процентов, иногда чуть больше. Мне этого достаточно. Спрос на морепродукты до новогодних праздников, чувствую, останется вялым. Ну повышу цены, и что?! Покупатели уйдут к конкурентам, а я останусь без выручки», — слушаю я простую, как сельдь, рыночную логику...


«Мужчина, покупайте цветы», — зазывают на выходе из «Комаровки» цветочницы. Отвечаю шуткой: «По новым ценам?» «Что вы! — всплеснула руками дама–продавец. — Цены мы не меняли уже с месяц и менять не собираемся. Мы же понимаем: денег у наших покупателей больше не стало».


И в магазинах цены вчера сохраняли прежние позиции. Живой карп, которого я заприметил в торговом центре «Рига» пару дней назад, ничуть не «капитализировался» — по–прежнему 7.990 рублей за килограмм. Впрочем, карп обитает не только в магазинных аквариумах, но и в перечне социальных товаров Минэкономики. Поэтому стоимость его под контролем. Однако и «освобожденные» морепродукты (форель, семга) не успели подорожать. Так же, как консервы, соки, стиральные порошки...


Может, переоценка случится, когда на полках появятся новые партии товаров?


«СБ» продолжит отслеживать тему.


Кстати


Уровень цен на рыбу и морепродукты обсуждался на недавнем заседании межведомственной комиссии, которая проводит конкурсный отбор специмпортеров рыбы. Было отмечено, что цены должны быть доступными для населения, а не определяться «узкочастными интересами». Комиссия не приняла аргумент некоторых операторов рынка о том, что в России, которая сама добывает рыбу и морепродукты, цены на указанную продукцию выросли с сентября 2008 года на 22 процента, а в Беларуси, не имеющей выхода к морю, — всего на 15 процентов...


Ценовая политика импортеров и продавцов рыбы будет тщательно отслеживаться межведомственной комиссией. Равно как и качество поставляемой продукции.

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter