Цены из фильмов ужасов

Газ: Евросоюз поёживается
Газ: Евросоюз поёживается

Вчера стало известно, что «Газпром» начал поставлять больше газа в Европу через территорию Беларуси. Представитель компании сообщил информационному агентству Рейтер, что это сделано для компенсации потерь при транзите газа через Украину. «Мы начали отправлять больше газа через газопроводы Ямал — Европа (проходит через Беларусь) и «Голубой поток» (газопровод в Турцию), чтобы компенсировать потери в Украине. Мы по–прежнему призываем Украину оптимизировать использование газа», — сказали агентству в «Газпроме».

Холода пришли в Евросоюз из Украины. Причем речь идет не только о маршруте антициклона, но и о сложном пути российского газа, основная масса которого идет через украинскую территорию и который в самый трескучий мороз европейцы вдруг стали недополучать. О снижении поставок уже заявили Италия, Польша, Румыния, Венгрия и другие страны. «Газпром», на который пали первоначальные подозрения, указал на Киев, обвинив его в срыве поставок. После нескольких дней отпирательств «Нафтогаз Украины», переправляющий российское «голубое топливо» на Запад, подтвердил его сверхплановый отбор ввиду сильного похолодания.

Для начала второго этапа «газовой войны» между Украиной и Россией, как считают аналитики, этого недостаточно, зато может хватить для того, чтобы ЕС изменил на более прохладный тон отношений с Киевом. По крайней мере, в том, что касается энергетической безопасности континента. Ведь объяснение «ввиду сильного похолодания» вряд ли кому–то согреет душу в Европе, где из–за морозов только в последние дни погибли более 100 человек. Самый, пожалуй, горячий сторонник Украины в ЕС — Польша — в 30–градусный мороз недополучила более 30 процентов российского газа, положенного ей по контракту.

Поначалу европейские СМИ, не разбираясь долго в хитросплетениях европейских газопроводов, начали с обвинений российского «Газпрома». Однако вчера московская газета «Ведомости» написала, что монополист в последние несколько дней значительно увеличил поставки газа в Украину и если бы весь этот газ прошел на экспорт, заявки иностранных покупателей были бы удовлетворены. Теперь Брюсселю наверняка придется занять более решительную позицию в вопросе транзита российского газа. Одно дело взирать свысока на спор Киева с Москвой и совсем другое — ощутить его на собственной шкуре.

Белорусский политолог Александр Тихомиров, кстати, не согласен с утверждением, будто во время первого этапа «газовой войны» Евросоюз однозначно выступал на стороне Украины. «Да, европейская пресса шумела, мол, русский медведь хочет удушить молодую украинскую демократию. Но подспудно Киев подталкивали к тому, что с Москвой следует договориться. Возможно, именно поэтому компромисс был найден так быстро. Тогда обе страны понесли имиджевые потери. Сейчас, может быть, с меньшей энергией будут обвинять Россию, а поддержка Украины станет не такой горячей», — прогнозирует он.

По неудачному стечению обстоятельств похолодание между Украиной и Евросоюзом случилось в день годовщины инаугурации Виктора Ющенко. Александр Тихомиров выделяет два главных негативных итога первого года президентства: «Во–первых, Ющенко так и не стал президентом всей Украины, как обещал на майдане. Он пока не смог придумать какую–то национальную идею, которая объединила бы запад и восток страны. Во–вторых, не реализована вторая важнейшая его задача — интеграция в североатлантические и европейские структуры. Больше даже европейские. В Евросоюзе Украина так и не стала своей страной, как, к примеру, в свое время воспринималась Польша». Новые газовые катаклизмы вряд ли добавят очки украинскому рейтингу в Брюсселе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter