После переписи населения в Беларуси может измениться административно-территориальное деление

Центры власти как точки силы и роста

Новость, которая сегодня у всех на слуху, — после переписи населения, которая, как известно, пройдет 4—30 октября, в стране может измениться административно-территориальное деление. Заявил об этом на полях шестого Форума регионов Беларуси и России министр экономики Дмитрий Крутой. Необходимость такого шага, по его словам, вызвана тем, что в последнее время очень много внимания уделяется региональному развитию, идут процессы урбанизации, демографии, миграции, и действующая система административно-территориального деления в их контекст часто не вписывается.

Все абсолютно верно. Последние новации в этой сфере нашей жизни узаконены еще в 60-е годы прошлого века, а с того времени столько всего изменилось. Интернет, IT-технологии, цифровизация, электронное правительство, повсеместно внедренная система «одного окна» и многое другое уже не требуют, как мне кажется, обязательного наличия исполнительных органов власти со всеми присущими им атрибутами в мало-мальски крупном населенном пункте. А у нас в стране, если говорить о них, сегодня есть 115 городов. Двадцать пять из них, включая Минск и областные центры, с населением свыше 40 тысяч, в 55 проживает более 10 тысяч в каждом, менее 10 — в 33, из которых 27 являются районными центрами.

А это значит, в каждом из них наличествует райисполком. Я, как вы понимаете, абсолютно не против них. Наоборот, потому что точно знаю — в свое время именно они стали самым важным звеном в выстраиваемой Президентом вертикали власти и не дали стране погрузиться в хаос анархии и вседозволенности, да и сейчас ответственность за развитие подотчетных территорий с них никто не снимал.

Но кто сказал, что их должно быть 118, как сейчас, и никак не меньше? Тем более что любой из нас приведет немало примеров, когда два районных центра находятся буквально в шаге один от одного. И еще. Штат райисполкома, независимо от того, сколько жителей, 70 тысяч или всего 15 проживает на его территории, практически одинаков — председатель, по 4 зама, 4—5 управлений и до 8 отделов. Понятно, что нагрузка, в отличие от заработной платы, у заместителя, скажем, по экономике, в крупном промышленном узле совсем другая, чем у его коллеги в небольшом даже не городе, а городском поселке.

Вариант, а ученые и специалисты над оптимизацией административно-территориального устройства работают давно, когда при сокращении районов за счет их укрупнения, но сохранения трехзвенной системы (сельсовет, райисполком, облисполком), считается мягким. Есть и радикальный. Который предполагает создание 15 и более новых если не областей, то округов с радиусом доступности до 80 километров. Вторым и конечным звеном в этой системе вместо 118 районов и примерно 1200 сельсоветов должны быть около 450 новых районов, общин, волостей — вариантов много. Радиус доступности в таком случае сокращается до 14—17 километров.

Понятно, что реформа ради реформы никому не нужна, вот прямо завтра и без скрупулезной проработки всех вопросов и множества нюансов, изучения общественного мнения она не начнется, добро на такую бессмысленную работу не будет получено никогда. Другое дело, если ставится цель сделать властную вертикаль, а ее сильные стороны признают даже оппоненты, более эффективной, отзывчивой и восприимчивой к новым веяниям в экономике и еще более близкой к человеку. Подобный алгоритм действий отрабатывается по поручению Президента в Оршанском районе, на очереди, опять же по словам Дмитрия Крутого, еще около 30 подобных проектов, которые будут реализованы на других административных территориях.

И вот еще что. Не мной установлена закономерность, чем меньше населенный пункт, тем меньше доходы его жителей. Это мы хорошо видим уже на примере не только городов, но и целых районов: чем он меньше, тем больше проблем уже не только с уровнем зарплаты, но и со своевременностью ее выплаты. И надежд, за редким исключением, на улучшение ситуации немного. Нет промышленности, а значит, высокотехнологичных рабочих мест. Нет инвесторов, которые не видят здесь резерва рабочей силы, да и на местные электро- и тепловые сети крупный объект не посадишь. Отсюда вполне, мне кажется, логичный вопрос: если в реальном секторе экономики мы делаем ставку на крупнотоварное производство, объединяем по нескольку хозяйств в единый кластер, то почему бы и в организации системы местного самоуправления не поставить на крупные центры власти? Которые и станут центрами силы, аккумулирующими и направляющими на устойчивое развитие территорий высвободившиеся в результате административной реформы финансовые средства, притягивающими в свою орбиту инвесторов, дающими больший простор и более весомую денежную подпитку для реализации местных инициатив.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter