Центры и течения страниц

Итоги литературного года–2010

Даже в литературе, сфере столь эксклюзивной и непредсказуемой, есть свои итоги. Конечно, речь не идет о способе из рассказа Михаила Зощенко, когда за спиной писателя появляются специально назначенные пролетарии с хронометром и линейкой. Мне нравится такое определение поэзии: «особый способ организации речи: привнесение в нее дополнительного измерения, не определенного потребностями обыденного языка».


То есть понимаете: литература — это всегда что–то сверх обыденного и понятного... Нечто такое, без чего вроде бы можно обойтись... Но без чего душе нельзя.


Я спрашивала об итогах литературного года–2010 людей самых разных... Ответы, как и ожидалось, у всех тоже были отличны — но обнаружились и некие общие «точки схода». Юбилеи классиков, уникальные издания, официальные мероприятия... А ведь, в сущности, глобальным литературным событием может стать и простое движение руки, поставившей точку в конце последней фразы романа... Истинные итоги подводит только время. Точно известно одно: и в 2010 году в Беларуси писались замечательные произведения, велись бурные дискуссии и отмечались славные даты, чего нам всем и в следующем году желаем.


Итак, вопрос звучал так: «Назовите три самых значительных, на ваш взгляд, события белорусского литературного года–2010».


Алексей Дударев, драматург, председатель Союза театральных деятелей Беларуси.


1. Назову события, которые были значительными и лично для меня... Это выход фильма «Брестская крепость», одним из авторов сценария которого я был. Одноименная киноповесть печаталась в журнале «Неман» и в «Белорусской военной газете». Конечно, разница между текстом и тем, что вы увидите на экране, есть. Но самое главное, что сделал режиссер, — он ту сердечную боль, которая есть в сценарии, перенес в фильм, поэтому он «пробивает». А ведь нынешняя публика — не то что мой отец–фронтовик, светлая ему память, которому покажи на экране взрыв — и он уже там, на своей войне, уже плачет от воспоминаний... Нынче даже если в кадре на гусеницу танка кишки наматываются, можно остаться равнодушным — если человек, который это снимал, тоже был равнодушным, сердце свое не тратил.


2. Мне исполнилось 60 лет. Отмечал в Драматическом театре Белорусской армии, который возглавляю. «Слоников», то бишь подарков–дифирамбов, не принимал, просто вышел на сцену и в течение часа рассказывал о своей жизни, показывал фотографии... Родителей, родни, себя... Думаю, многим любопытно было увидеть меня в форме рядового Советской Армии, в форме полковника в спектакле «Не покидай меня»... Разумеется, и поздравления были — и теплые слова от Президента страны, от министра обороны... Но вообще восхвалений не люблю, знаковых чисел боюсь. Два часа стоять и выслушивать, какой ты хороший? 10 лет назад в день своего юбилея я просто сыграл Добрыню в спектакле ТЮЗа «Полочанка». Примерно так же было и в этом году.


3. Написал сценарий продолжения фильма «Белые Росы» — он называется «Белые Россы». Всего одна буква добавлена, но смысл совершенно меняется. Теперь это не название деревни, а название целого народа.


Раиса Боровикова, поэтесса, главный редактор журнала «Маладосць».


1. Первое событие, которое назову, — это 80–летие Владимир Короткевича. Ведь не только литераторы отмечали юбилей белорусского классика, но и все общество.


2. В начале сентября состоялась международная книжная выставка–ярмарка в Москве, где Беларусь была почетным гостем. Были широко представлены наши издательства. И я собственными глазами видела, какой интерес проявляют к нашей книге не только белорусы, но и весь мир. К белорусским стендам все время подходили люди, расспрашивали... И это радовало до слез.


3. Событие — что редакционно–издательскому учреждению «Лiтаратура i мастацтва», в котором я работаю, удалось своим относительно небольшим коллективом подготовить и издать более полусотни книг, и это параллельно с нашими периодическими изданиями. Книги вышли самые разные — от архивно–документальных до детских, и они не залеживаются ни в библиотеках, ни на полках книжных магазинов.


Валерий Казаков, писатель, председатель ФНК «Белорусы России».


1. Падзея — святкаванне юбiлея Уладзiмiра Караткевiча. Добра, што помнiк яму, зроблены на Беларусi, апынецца на украiнскай зямлi. Кажуць, што Караткевiч — беларускi Вальтар Скот. Але насамрэч ён намнога глыбей, яго можна ставiць ў адзiн шэраг з Васiлём Быкавым.


2. Вельмi важна, што мы пачынаем збiраць сваю культуру, якая раскiданая па ўсiм свеце. Выйшла кнiга «Беларусы замежжа», складзеная Наталлей Голубевай, — адметная фундаментальная праца. Мы можам па–рознаму ацэньваць светапогляд, асаблiвасцi жыцця нашых таленавiтых землякоў, але не павiнны адмаўляцца ад iх таленту. У гэтым годзе па ўсiм свеце адбылося святкаванне 100–гадовага юбiлею беларускай паэтэсы Ларысы Генiюш.


3. Пачалося вяртанне на Беларусь старажытных кнiг–рарытэтаў, такiх як Слуцкае евангелле. Гэта адбываецца i з дапамогай расiйскага боку. Нядаўна я быў упаўнаважаны перадаць на Беларусь летапiс XVI стагоддзя. Пачынаем акцыю па ахвяраваннi старажытных кнiг у бiблiятэку Нясвiжскага замка.


Ирина Шевлякова, критик, литературовед.


1. Адной з самых яркiх падзей года для мяне стала разгортванне дыскусii пра старую i новую маргiнальную беларушчыну. Штуршком для яе паслужыў артыкул прафесара Людмiлы Сiньковай, надрукаваны ў газеце «Лiтаратура i мастацтва». Абмеркаванне працягнулася на старонках друку, перакiнулася ў сецiва. Па сутнасцi, гэта быў не канфлiкт памiж старэйшым i малодшым пакаленнямi або памiж авангардыстамi i кансерватарамi, як некаторыя сцвярджалi, а сутыкненне розных поглядаў на разуменне беларушчыны.


2. Характэрнай адзнакай лiтаратурнага году лiчу вiдочнае перамяшчэнне цэнтра ўвагi ўсiх удзельнiкаў лiтаратурнага працэсу ад сапраўдных падзей у бок лiтаратуры як нагоды для шоу. Нiхто не абмяркоўвае тэксты як аснову лiтаратуры, а абмяркоўваюць асобы стваральнiкаў, напрыклад, удзел пiсьменнiкаў у здымках для эпатажных календароў, хто з кiм пасварыўся, хто каго адфрэндзiў i таму падобнае. Мiж iншым, неасэнсаваная такая адметнасць апошняга часу, як нашэсце паэтаў у прозу — усе часцей паспяховыя паэты пiшуць цiкавыя празаiчныя тэксты.


3. Асабiста для мяне важнай падзеяй для лiтаратурнай беларускай прасторы стаў юбiлей Леанiда Галубовiча i прэзентацыя ягонай кнiжкi «Сыс i кулуары». Цягам апошнiх гадоў Галубовiч прыўносiў у беларускую крытычную прастору шмат суб’ектыўнага, але цiкавага.


Лидия Макаревич, директор музея истории белорусской литературы.


1. Самое яркое литературное событие года — юбилей Владимира Короткевича и издание на четырех языках — белорусском, русском, украинском и английском — его повести «Дзiкае паляванне караля Стаха».


2. Юбилей Франтишка Богушевича, которому в этом году отмечали 170 лет. В нашем филиале, музее–усадьбе Франтишка Богушевича в Кушлянах, прошел посвященный этой дате праздник, подготовленный совместно со Сморгонским исполкомом.


3. Стоит назвать 90–летие поэта Миколы Аврамчика, одного из старейших на данный момент белорусских писателей. Он — настоящий свидетель истории. У нас в музее прошел его юбилейный вечер. И все восхищались жизненным оптимизмом и светлым умом девяностолетнего поэта.


Анна Кислицына, литературный критик.


1. Самай яркай падзеяй лiтаратурнага жыцця лiчу выданне кнiгi «Ладдзя роспачы» Ул.Караткевiча. Гэта сапраўды ўнiкальная кнiга! У ёй можна пабачыць сам рукапiс, чарнавыя накiды, невядомыя фотаздымкi Караткевiча, а таксама тыя 296 правак, якiя зрабiлi цэнзары ў невялiкiм, але блiскучым творы класiка прыгоднiцкага жанру за савецкiм часам. Iдэя выдання такой кнiгi цалкам належыць Глебу Лабадзенка, якi, да ўсяго, арганiзаваў збор сродкаў на такi ўнiкальны праект. Дарэчы, гэта ўжо не першы выпадак, калi малады паэт i журналiст атрымлiвае народную дапамогу на свае добрыя справы. Напрыклад, неабыякавыя беларусы сваiмi сродкамi ўсталявалi помнiк бабулi Караткевiча, а сястры Быкава набылi газавую плiту. I няхай некаму здаецца, што былi падзеi больш маштабныя... На мой погляд, няма нiчога важнейшага ў лiтаратуры, чым жывая сувязь пiсьменнiкаў i чытачоў.


2. Не менш яркiм было з’яўленне кнiгi «Беларусы ў Велiкабрытанii» Наталлi Гардзiенка. Гэтая кнiга — сапраўдная энцыклапедыя беларускага жыцця ў Вялiкабрытанii. Аднак напiсана яна так, што чытаць i гартаць яе будзе цiкава не толькi прафесiйным гiсторыкам. Заўважу, што выхад кнiгi «Беларусы ў Велiкабрытанii» меў шырокi рэзананс у сродках масавай iнфармацыi, чаго ўжо даўно не назiралася з навуковымi выданнямi на Беларусi.


3. А самым прыемным сюрпрызам стаўся выхад кнiгi Наталкi Харытанюк «Трынаццаць гiсторый пра мёртвага ката». Самае неверагоднае ў гэтым выданнi тое, што маладая аўтарка дэбютавала ў такiм складаным жанры, як фiласофская проза! Так, так, я ведаю, што гэты жанр «на аматара»... I ўсё ж не магу не радавацца, што ў беларускай лiтаратуры заззяла яшчэ адно цiкавае iмя.


Виктор Шнип, поэт, главный редактор издательства «Мастацкая лiтаратура».


1. Считаю событием выход в нашем издательстве книги «Никогда не забудем... (Рассказы белорусских ребят о днях Великой Отечественной войны)». Это тринадцатое издание. Первое состоялось в 1948 году. За эту книгу на 50–м национальном конкурсе «Мастацтва кнiгi» издательству присуждена высшая награда — диплом имени Франциска Скорины.


2. Еще одно важное событие — выход в «Мастацкай лiтаратуры» первых двух томов 23–томного собрания сочинений Ивана Шамякина. Вышла и книга о писателе «Летапiсец эпохi» в серии «ЖЗЛБ».


3. Изданная Фондом культуры Беларуси к 80–летию Владимира Короткевича книга «Дзiкае паляванне караля Стаха» на четырех языках. Все ожидали, что к юбилею Короткевича в Минске будет поставлен ему памятник. Но книга — тоже прекрасный памятник писателю, может быть, самый лучший.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter