Находясь в самом центре Европы, Беларусь, тем не менее, не перенаселена

Центр повышенной комфортности

Вышел с утра на порог дачи: рассвет алеет, птички поют, слева — дубравка раскинулась, справа — ельничек… За ним — ручеек, даже форелька иногда попадается. Вот она, природа, чистый воздух, релакс. Что еще нужно, чтобы встретить старость. Особенно если финансы позволяют. Жаль, до пенсии и кругленького счета в банке еще лет 25—30 сражаться с работой. Но в мире-то уже немало людей состоятельных, однако существующих в очень стесненных условиях. Да, перенаселилась матушка-Земля. Для комфортного и уединенного существования во многих государствах угодий катастрофически не хватает. Жизнь в регионах со сносной экологией доступна уже только очень состоятельным. Так вот он, природный ресурс нашей родины, — сотки и гектары среди лесов, озер и ручейков. Потенциально это даже не миллионы, а миллиарды долларов. Дело движется к тому, что кусочек нетронутой природы будет цениться дороже самых дорогих полезных залежей. 



Находясь в самом центре Европы, Беларусь, тем не менее, не перенаселена — на квадратный километр приходится всего 46 человек. Это даже меньше, чем в среднем по планете — около 53 жителей на километровый квадрат. Правда, без учета Антарктиды и Гренландии. Но на такие острова и континенты рвутся обычно только фанаты путешествий. Большинство предпочитают спокойное и комфортное обывательское существование. Особенно люди немолодые и состоятельные. А таковых в мире очень много: количество миллионеров перевалило за 10 миллионов. Да, треть проживают в США, кучкуются в Калифорнии, на Гавайях и других океанских берегах рядом со своей страной. Но в последние годы Азия, Африка, Южная Америка, Ближний Восток дали огромный прирост богатых граждан. А жить-то в этих государствах не очень и весело. Даже с деньгами. 

Плотность населения в Китае — 640 человек на квадратный километр. В Объединенных Арабских Эмиратах — уже 60. Относительно немного, но там бесплодных песков больше, чем оазисов. В обжитых районах и повернуться-то некуда. К тому же бурный индустриальный рост в мире отрикошетил столь глубокими экологическими сложностями, что небедные граждане все чаще смотрят по сторонам в поисках чистого воздуха. 

Еще недавно Европа притягивала к себе людей состоятельных. Но Старый Свет сегодня напоминает огромную коммунальную квартиру. В Германии на квадратный километр приходится 230 человек, в Англии — 255, Италии — 193, Бельгии и Нидерландах — 341 и 404. Они уже обогнали Японию. Мягко выражаясь, тесновато. И с чистыми воздухом и водой у них есть проблемы. Чтобы их решить, вкладывают миллиарды в технологии очистки воды. Самой разной. В том числе бывшей в «глубоком» употреблении. Даже Билл Гейтс записал в свой актив 400 миллионов долларов инвестиций на… превращение канализационных стоков в питьевую воду. На камеру сам опрокинул рекламный стаканчик влаги, выработанной, простите, из фекалий. Белорусские артезианские скважины после таких демонстраций превращаются в золотую жилу.

Впрочем, как и нормальные леса: с настоящим мхом, малинником, папоротником, гнилым пнем… В Европе-то уже многие из них превратили едва ли не в парки. Чистенько, ухоженно, но чувствуется искусственность. В Беларуси лесистость — дай бог каждой стране — почти 40%. В Финляндии, Швеции и Конго зелени раза в полтора больше. Но многие леса доступны разве что экстремалам. В этом отношении климат в нашей стране более ровный. А транспортная инфраструктура очень даже неплохая. Фактически, из любой точки до столицы можно добраться за 3—4 часа на машине. Живи да радуйся. 

Большое количество относительно свободных земельных угодий и природный экологический ресурс, увы, еще не эксплуатируются должным образом. А ведь Беларусь при правильном подходе и маркетинге смогла бы стать серьезным международным игроком элитной загородной недвижимости. В некоторой степени, превратиться в мировую дачу: для отдыха с комфортом на лоне природы. Кстати, популярность агроусадеб и экологического туризма тому подтверждение. Правда, для страны это направление пока дает не очень существенный эффект. Впрочем, и условия для такого бизнеса выстраивались, чтобы создать предпосылки для самозанятости в сельской местности. Хотя некоторые «избушки» под этой льготной маркой превратились во вполне приличные мини-отели. Некоторые — с претензией на элитарность. Но вопрос сегодня не в справедливости налогообложения этого вида туризма, а в востребованности наших пейзажей за рубежом. К слову, тенденцию к росту показывает и экспорт медицинских, а именно санаторно-оздоровительных, услуг. Значит, есть реальная возможность для более эффективной эксплуатации наших природных «наземных» ресурсов на новом, более маржинальном уровне. 

Конечно, привлечь миллионеров для проживания на своей территории — проблема комплексная, многогранная и не самая простая. Необходимо тщательно продумать нормативную базу, налоговое законодательство, чтобы использование экологических территорий превратилось для государства в долговременный доходный бизнес, а не одноразовую продажу «кусочка территории». А элитная недвижимость обладает для экономики значительным мультипликационным эффектом: дает работу строительной отрасли, в том числе и по возведению инфраструктурных проектов, катализирует сферу услуг. Да, ту самую, которая составляет львиную долю в развитых государствах с потребительской экономикой. Во времена народной акции против засилья менеджеров с Уолл-стрит аналитики посчитали: если справедливо обрезать бонусы финансовым функционерам, то в проигрыше окажется малый бизнес. Ведь именно толстосумы — владельцы «фазенд» дают работу миллионам людей: садовникам, водителям, горничным, водопроводчикам и чистильщикам бассейнов… Словом, обеспечивают армию не слишком квалифицированных работников куском хлеба. Поэтому сокращение количества американских миллионеров — дело справедливое, но чревато большими социальными последствиями из-за безработицы.

Да, модель отечественной экономики не предполагает тотального разрыва в доходах между бедными и богатыми. Но если не хватает своих миллионеров, почему бы их не «импортировать»? Тем более что в мире нынче очень мало островков комфорта: с приемлемым климатом, экологией, дружелюбным и лояльным к иностранцам населением, низкой преступностью. В последние годы превалирующим фактором стало отсутствие боевых действий и террористических актов. Для этого в Беларуси сделано немало. Почему бы не продать иностранцам частичку нашего спокойствия? Товар ценный, и его котировки и ликвидность перманентно растут. В отличие от мировых валют, полезных ископаемых и других активов.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter