Ценовой предел черного тоннажа

ДЕСЯТЬ гектаров своих земель отвели под черную смородину Тая и Николай Артемьевы, фермеры из-под Витебска. Ягода в этом году уродила неплохо, и уже давно пришла пора собирать урожай. — Нам в этом году дешевле вовсе не собирать ягоду, чем отдавать ее по той стоимости, что предлагают заводы, — рассказала «БН» Тая Артемьева. — За смородиной мы начали ухаживать еще осенью, а весной вложили дополнительные средства в фунгицидную обработку и удобрения. Кроме того, я сама, не жалея сил, пропалывала кусты. И вот теперь обидно оттого, что нам предлагают за наш труд.

Почему фермеры Артемьевы из-под Витебска хотят выкорчевать урожайные плантации смородины

ДЕСЯТЬ гектаров своих земель отвели под черную смородину Тая и Николай Артемьевы, фермеры из-под Витебска. Ягода в этом году уродила неплохо, и уже давно пришла пора собирать урожай. — Нам в этом году дешевле вовсе не собирать ягоду, чем отдавать ее по той стоимости, что предлагают заводы, — рассказала «БН» Тая Артемьева. — За смородиной мы начали ухаживать еще осенью, а весной вложили дополнительные средства в фунгицидную обработку и удобрения. Кроме того, я сама, не жалея сил, пропалывала кусты. И вот теперь обидно оттого, что нам предлагают за наш труд.

А предлагают нынче фермерам около 2 тысяч рублей за килограмм черной смородины. Так, Витебский винодельный завод скупает ягоду у населения по 1500—1800 рублей за килограмм. Плодоовощной комбинат, что в деревне Новка, дает чуть больше — 2500. Эти цены выше, чем в прошлом году, но и они не устраивают фермеров.

— Почти тысячу рублей мы платим рабочим за каждый собранный килограмм. Добавьте сюда еще расходы на удобрения, тару и доставку ягоды. Нам самим в итоге почти ничего не остается, — рассуждает Тая Артемьева.

Фермер, казалось бы, сам себе хозяин: он лично решает, кому и что продавать, рассчитывает свои доходы. Но не всегда ведь точно рассчитать получается, цены на ягоду на рынке не относятся к фиксированным, строго регламентированным.

— Совместно с Белкоопсоюзом и концерном «Белгоспищепром» каждый год мы лишь рекомендуем закупочные цены на ягоду для перерабатывающих предприятий, — рассказывает Ирина Поляничко, начальник отдела ценообразования в агропромышленном комплексе Департамента ценовой политики Министерства экономики Беларуси. — В частности, за черную смородину в июне мы рекомендовали платить 1100 рублей за килограмм. Но это минимальная цена. А дальше — дело договорных отношений между перерабатывающими комбинатами и фермерами. Многое здесь зависит и от качества ягоды, которую сдают люди: чем оно лучше, тем, соответственно, выше закупочная цена. Если же завод не готов платить больше, то фермер вправе отказаться от продажи.

Вот и договариваются фермеры с заводами. Только выгодных для обеих сторон условий найти никак не могут: предприятия платить больше в этом году точно не будут, а для фермеров совсем отказаться от продажи — значит, создать себе новые проблемы: что же потом делать с урожаем?

— Поймите, мы же не за большим рублем гонимся, — поясняет Тая Артемьева. — Даже если бы нам давали 3500, как просим, мы бы с каждого килограмма имели всего по 700—800 рублей дохода. Нам хоть немного нужно заработать, чтобы холодильник новый купить или хранилище оборудовать. Тогда мы могли бы собирать свой урожай и дольше его хранить, пока не найдем устраивающих нас покупателей. Нынешние же цены на ягоду вряд ли позволят это сделать.

Но в прошлом году, несмотря на то, что цены были ниже, прибыль фермеры получили: сдали свой урожай и остались довольны. А сегодня задаются вопросом: неужели цены растут только на прилавках, а для производителей инфляцию отменили?

— Рекомендованные закупочные цены на ягоду в этом году выше, чем в прошлом, — замечает Оксана Скиндер, начальник управления закупок Белкоопсоюза. — По республике они в среднем составляют 1500—2000 рублей за килограмм. В Гомельской области доходят даже до 2200, в то время как в прошлом году они были на уровне 1200 за килограмм и уж точно никак не превышали отметку в 2000 рублей. К слову, в начале июня рекомендованные закупочные цены были ниже. Но, следуя условиям рынка, мы все же их подняли. Недовольство фермеров нам понятно. Но ведь кто-то должен понимать и перерабатывающие заводы: если будут более высокие закупочные цены, то автоматически повысится стоимость готовых товаров, например, консервации. Тогда уже будут недовольны покупатели, которые не захотят покупать варенье по столь высоким ценам.

В некоторых случаях предприятия все же идут на уступки фермерам.

— Мы Артемьевым предлагали даже 2800 рублей за килограмм ягод, — рассказывает Григорий Гавриш, главный инженер Витебского плодоовощного комбината. — Но они и на это не согласились. Поднять цену мы не можем, потому что после роста цен на сырье нам придется поднять стоимость детского питания, которое производим. А это уже нужно согласовывать с Министерством экономики, чтобы не получилось необоснованного роста цен.

Желаемых для фермера 3500 рублей за килограмм черной смородины, что в этом году неслыханно дорого для белорусских перерабатывающих заводов, Тае Артемьевой так никто и не дал. Но собирать ягоду она все же начала, чтобы ее урожай не потерял товарный вид и дал возможность выручить хоть что-то. О продаже она договорилась с Витебским винодельным заводом, который согласился покупать смородину почти по 3000 за килограмм. По более высоким ценам сегодня ягоду можно продать только с лотка обычным покупателям. Так, например, на этой неделе на столичном Комаровском рынке килограмм черной смородины стоит 7000—8000 рублей.

— У меня более 30 тонн смородины, — рассуждает женщина-фермер. — Пока я буду продавать ее по килограмму, она просто прокиснет. Раньше, когда цены нас устраивали, мы с мужем хотели расширить плантацию этой ягоды. Планировали купить комбайн и начать оптом сдавать смородину заводам, которые находятся всего в нескольких километрах от нас. До этого мы продавали ягоду в Россию, но сейчас нам очень тяжело работать с чужим рынком, ведь мы уже не молоды.

В следующем году, по всем законам рынка, цены на ягоду должны быть еще выше. Не исключено, что они снова не устроят фермеров. Поэтому у этой ситуации большие шансы повториться вновь. Чтобы этого не произошло, фермеры Артемьевы приняли решение на следующий год раскорчевать черную смородину. Но что будут делать перерабатывающие предприятия, если так же поступят другие фермеры? Закупать смородину в Польше, как сейчас закупают малину?

— В этом году мы не довольны урожаем черной смородины, — рассказывает Зоя Пересятник, главный технолог отдела плодовоовощной и крахмально-паточной отраслей концерна «Белгоспищепром». — Но покупать смородину в Польше пока не собираемся: для начала местную переработаем. Кстати, цены в этом году мы установили выше, чем в прошлом, учитывая нынешний неурожай: сегодня можно сдать смородину оптом почти по 3000 рублей за килограмм. Например, Витебский плодоовощной комбинат готов купить 20 тонн, Слонимский винзавод — 30—40 тонн, а пищевой комбинат «Веселово», который находится в Борисовском районе, — 100 тонн черной смородины по 2800 рублей за килограмм. Кто не знает, куда лучше сдать свой урожай, может обращаться непосредственно к нам — мы подскажем комбинат, который готов приобрести ягоду на более выгодных для фермеров условиях. Сейчас перерабатывающие предприятия страны активно скупают ягоду. Многие из них приобрели бы больше, да не у кого. Кстати, я еще не слышала, чтобы какой-то завод отказался принимать ягоду. А фермеры бывают недовольны каждый год, но они не учитывают, что мы у них покупаем ягоду тоннами, а не килограммами, как на рынке. Отсюда и цена такая.

Яна МИЦКЕВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter