Цифровая платформа оптовой и розничной торговли может четко отражать маржинальность и поставщиков, и ретейла

Ценовая автоматизация

Цифровизация, как мне кажется, смогла бы решить многие вопросы в ценообразовании. Например, Министерство по налогам и сборам внедрило электронные счета-фактуры по НДС, систему контроля кассового оборудования. И все платежи у них как на ладони. Можно контролировать чистоту уплаты налогов (в большинстве случаев) не выходя из кабинета. При сегодняшнем уровне автоматизации тех же торговых сетей, большинства оптовых поставщиков и возможностях обработки больших баз данных вся информация может стекаться для анализа в органы государственного управления. И тогда по большому спектру товаров все наценки, накрутки, объемы продаж будут видны как на ладони. Честно, прозрачно, объективно. 

Коллаж Любови ЦАРЮК

Иногда я откровенно не могу понять отечественную торговлю. То ли она бессмертная, то ли бесстрашная. Ладно, когда какой-нибудь деревенский торговец на отшибе пытается в своем ларьке химичить с ценообразованием, надеясь (иногда безосновательно), что в его глушь никакая инспекция не заглянет и на место не поставит. Но у крупной торговли (а именно на нее приходится львиная доля продаж на потребительском рынке) большие активы, есть что терять. Или надеются отыграться штрафом, который по сравнению с их многомиллионными оборотами выглядит жалко и смешно. Словом, не могу я понять родной ретейл, впрочем, как и иных производителей да поставщиков, которые не очень-то заботятся о сдерживании цен. А если и декларируют благие побуждения, то нередко делают это формально.

Помните скандал (по-другому не назовешь) с ценами в начале 2020 года, на заре пандемии. Особенно отличились тогда лимоны, чеснок, имбирь и средства защиты (маски, санитайзеры и так далее). За считаные дни цены на них выросли в два-три раза.

И весь ретейл разводил руками: мол, логистика в мире нарушилась, закупочные цены выросли, расходы на логистику… Розничная торговля кивала на оптовиков, импортеры — на розницу. И вроде бы даже их объяснения выглядели правдоподобно. Жирную точку в споре тогда поставил Президент, который поручил Комитету государственного контроля оперативно разобраться в сложившейся конъюнктуре. Тогдашний Председатель КГК Леонид Анфимов сразу после совещания у Главы государства собрал импортеров, представителей и оптовой, и розничной торговли, выслушал их аргументы. И предложил проверить их объективность с помощью Департамента финансовых расследований. Тогда рынок (точнее, его участники) не стал испытывать судьбу. И ценовой ажиотаж начал спадать буквально на глазах.

В том же году, дабы умерить аппетиты и торговли, и производителей, и поставщиков, Правительство приняло постановление № 184, которое фактически замораживало цены на все товары. Сколько стенаний тогда носилось в деловых кругах! Действовал нормативно-правовой акт всего несколько недель. Потом перешли на точечное ценообразование. Но надо отметить: тягу к необузданному повышению цен постановление отбило почти у всех. Инфляция если и не застопорилась, то вошла в объективно объяснимый коридор. Видимо, за два года впечатления от событий 2020-го прошли. А ведь тогда государство ярко продемонстрировало: если рынок сам не ограничивает свои аппетиты, то ему могут помочь это сделать.

Конечно, цены — это очень деликатная и непростая тема. Бесконечно дискуссионная с экспертной и научной точек зрения, но однозначная с социальной трактовки: как стоимость товаров должна соответствовать покупательской способности населения, так и маржинальность обязана укладываться в какие-то рамки приличия. А они диктуются и состоянием экономики, и возможностями покупателей. Поэтому понятие о добросовестной маржинальности плавающее, оно зависит от момента.

Нынче рынок явно перегнул палку. Поэтому снова принято жесткое решение о заморозке цен. Точнее, их повышение возможно, но по согласованию с госорганами. А значит, должно быть железобетонно обосновано и аргументировано. Подозреваю, что многие производители и ретейл пребывают не в самых лучших чувствах. Решение действительно жесткое. И под раздачу попадут все. В какой-то степени добросовестные предприниматели даже больше. Производители и продавцы понаглее уже вздули свои цены до небес, заложив в них хорошую маржинальность. Теперь они смогут находиться в зоне положительной рентабельности даже без повышения. Для социально ответственных компаний, работающих на минимальных прибылях или даже нулевых, любой неблагополучный внешний фактор может сказаться неблагоприятно. А подкрутить цену теперь получится только после прохождения определенной административной процедуры. Да, у любого жесткого решения всегда есть издержки.

Как-то приходит на ум идея, которую обсуждали два года назад, но которая так и не была реализована: сделать цифровую платформу для мониторинга (и контроля) цен и ценообразования. Ведь все крупные торговые точки полностью автоматизированы. В базах данных тех же торговых сетей (впрочем, как и у крупных оптовиков, импортеров) есть вся информация по каждому товару: входящая стоимость, цена на полке, размер скидки, объемы продаж… Так почему не сделать торговлю прозрачной? Технически это возможно. Но ретейл не торопится раскрывать свои секреты. И продолжается игра в «Ну, погоди!»: участники рынка стараются ценник накрутить, органы госуправления, профсоюзы, парламентарии — уследить и отреагировать за ценами. Не слишком ли много усилий затрачивается на этот процесс в наш электронный век? Не назрела ли необходимость создать цифровую платформу по ценообразованию? И тогда удастся легко и элегантно, без лишних телодвижений отделить благопристойных предпринимателей от рвачей. И посредников-перекупщиков будет поменьше. Если нет желания у торговых сетей, то вполне хватит политической воли. Судя по тональности совещания у Главы государства, такая воля есть.

volchkov@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter