Ценные бумаги «поправят» счета

Беларусь достаточно взвешенно и осторожно  подходит к вопросу внешних заимствований. Такая позиция создает основу для маневров на мировом рынке ценных бумаг

Беларусь достаточно взвешенно и осторожно  подходит к вопросу внешних заимствований. Такая позиция создает основу для маневров на мировом рынке ценных бумаг. 

Судя по показателям экономического развития, «шоковое» повышение цены на российский газ и изменение условий поставок нефти белорусская экономика сумела «проглотить». Но тревожным признаком стало нарастание отрицательного сальдо счета текущих операций (т.е. страна тратит больше валюты, чем получает). Этим фактом обеспокоено и белорусское правительство, и международные эксперты. Так, глава миссии Международного валютного фонда Балаж Хорват после завершения традиционных ежегодных консультаций обратил внимание на «резкое ухудшение» состояния этого раздела платежного баланса страны. В сложившейся ситуации белорусским властям было предложено ужесточать макроэкономическую политику. 

В мировой практике для выравнивания платежного баланса достаточно часто используются кредиты МВФ, но для этого необходимо полное совпадение взглядов фонда и национального правительства. По словам главы миссии МВФ, переговоры с белорусскими властями носили «очень положительный характер», но нерешенные вопросы остались. Выполнение требований МВФ, как считают в белорусском Минфине, требует кардинальных изменений экономической политики, и ни к чему хорошему такой «резкий поворот» не приведет. Также вызывают сомнения сроки и сумма предоставляемых МВФ кредитных ресурсов – несколько сотен миллионов долларов, на привлечение которых может уйти около года.   

До сих пор Беларусь наиболее активно использовала такой инструмент внешних заимствований, как межгосударственные кредиты. В частности, для финансирования расчетов по внешнеторговым операциям в свое время были привлечены два кредита Российской Федерации в размере 146 и 175 миллионов долларов. Сегодня между двумя странами ведутся переговоры о предоставлении Россией кредита в размере 1,5 миллиарда долларов, однако к конкретным результатам они пока не привели. Это, как и в случае с МВФ, тоже связанный кредит – положительное решение вопроса возможно при соблюдении определенных условий, в том числе и политических. Именно по этой причине многие международные исследователи считают, что делать ставку только на межгосударственные кредиты нецелесообразно. 

Во всем мире сегодня широко используются инструменты привлечения несвязанных финансовых ресурсов. Теоретически такой подход оправдан, когда речь идет о реализации крупных масштабных проектов. Активность на этом рынке проявляют даже такие развитые страны, как Италия, Бельгия, Китай. Не говоря уже о наших соседях – государствах Центральной и Восточной Европы. Кроме того, несвязанные иностранные кредиты привлекаются для поддержания текущего платежного баланса, включая оплату импорта, платежей по внешнему долгу, зарубежных правительственных расходов и т.п. 

В Беларуси заговорили о привлечении внешних заимствований в контексте роста долгов по оплате российских энергоносителей. Специалисты опасаются, что если на их погашение будут направлены средства, поступающие от субъектов хозяйствования (они-то уже с января расплачиваются по новым ценам), то это усилит давление на внутренний рынок. В такой непростой ситуации ставка делается на рост экспорта, снижение импортных поставок, а также привлечение внешних заимствований. Кредиты, предоставляемые отдельным банком, ввиду высоких рисков достаточно дорогие, а их суммы невелики. Когда риски распределяются между группой (синдикатом) банков, это позволяет заемщику удешевить кредиты и рассчитывать на более значительные суммы. И, наконец, наиболее перспективным сегодня представляется выпуск государственных ценных бумаг на внешних рынках. Этот инструмент Беларусь прежде не использовала. Он хоть и сложен для освоения, но привлекателен благодаря большим объемам и срокам заимствования, дешевизне и отсутствию экономических и политических условий по предоставлению ресурсов. Однако и здесь позиция Беларуси будет определяться исходя из «кредитной безопасности» государства. На сегодняшний день внешний долг страны, по информации Минфина, оценивается в 837 миллионов долларов. Из них прямых заимствований – около 600 миллионов (по 200 миллионов платежей на ближайшие 3 года). Таким образом, резерв для эмиссии ценных бумаг на мировом рынке у Беларуси есть. Но не хватает суверенного кредитного рейтинга (СКР), который является международной оценкой кредитоспособности национального правительства. Ожидается, что международные рейтинговые агентства присвоят Беларуси суверенный кредитный рейтинг в самое ближайшее время. В правительстве рассчитывают, что его уровень будет не ниже украинского (ВВ-  — по классификации агентств «S&P» и «Fitch», В1 – по классификации «Moody’s»). Не исключено, что организатором размещения государственных ценных бумаг Беларуси на российском рынке станет Группа ВТБ, держатель контрольного пакета акций белорусского ЗАО «Славнефтебанк». 

Свои «дивиденды» от наличия суверенного кредитного рейтинга получат и субъекты хозяйствования. Они в соответствии со сложившейся практикой могут иметь собственные международные кредитные рейтинги и в отсутствие суверенного. Однако уже сегодня представители банковской сферы Беларуси говорят о том, что без СКР они не могут претендовать на более высокие корпоративные рейтинги. К тому же, как подчеркивают эксперты, адекватность оценки кредитного риска очень важна. Дело в том, что за изменением стоимости обслуживания облигационного займа хотя бы на 0,1 % даже при среднем объеме заимствования стоят значительные суммы возможных издержек. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter