Ценности, которые не купишь.

От чего зависит социальное самочувствие. “Здоровье населения и социальные перемены” — так называется совместный международный проект белорусских и зарубежных ученых. Тематика исследования, рассчитанного до 2013 года, касается динамики состояния здоровья населения и системы здравоохранения в странах СНГ за последние два десятилетия. Это не единственный проект, над которым сейчас работает Центр социологических и политических исследований Белорусского госуниверситета. За комментариями “НГ” обратилась к директору Центра доктору социологических наук, профессору Давиду РОТМАНУ.

От чего зависит социальное самочувствие.

“Здоровье населения и социальные перемены” — так называется совместный международный проект белорусских и зарубежных ученых. Тематика исследования, рассчитанного до 2013 года, касается динамики состояния здоровья населения и системы здравоохранения в странах СНГ за последние два десятилетия. Это не единственный проект, над которым сейчас работает Центр социологических и политических исследований Белорусского госуниверситета. За комментариями “НГ” обратилась к директору Центра доктору социологических наук, профессору Давиду РОТМАНУ.

— Давид Генрихович, в чем суть исследовательской программы “Здоровье населения и социальные перемены” и кто ее основные участники?
— Исследование предполагает крупномасштабный социологический опрос в 10 странах СНГ, в том числе и в Беларуси. Причем анкета включает в себя около ста вопросов, затрагивающих здоровье населения и развитие сферы здравоохранения. В центре внимания экспертов — условия и образ жизни людей, проблемы, связанные с сахарным диабетом, потреблением алкоголя и табака. Базовое финансирование программы осуществляет Европейская комиссия в рамках Седьмой рамочной программы FP7. А руководство проектом и его координацию взяли на себя австрийский Институт социально-экономических исследований (доктор Александр Хворостов), британский Университет города Абердина (профессор Христиан Херпфер) и Лондонская школа гигиены и тропической медицины (профессор Мартин Макки).
— И когда же будут известны первые результаты?
— Сбор информации мы начнем уже этой весной. Но мне хотелось бы отметить, что данный проект продолжает исследовательскую программу, проводившуюся в 2001—2003 годах проектом “Условия жизни, образ жизни и здоровье”. Выводы получились весьма любопытные. То исследование показало, что уровень удовлетворенности белорусов условиями своей жизни — один из самых высоких в СНГ. В тех странах, где были отмечены серьезные проблемы, вскоре произошли “цветные” революции. То есть чем выше качество жизни, чем стабильнее общество, тем меньше поводов для социального недовольства.
— Надо полагать, это не единственная программа, над которой работает сейчас ваш Центр?
— Есть у нас еще один крупный международный проект, называется он “Взаимодействие европейской, национальной и региональной идентичностей: нации между государствами вдоль новых восточных границ Европейского союза”.
— Звучит громоздко, но в свете последних событий вокруг Союза поляков на Беларуси весьма актуально...
— Вы правы. Это тоже совместная наша работа, финансируемая Еврокомиссией. Координатором ее выступает австрийский Институт социально-экономических исследований, научное руководство осуществляют профессор Хайнрих и доктор Хворостов. Исследование рассматривает вопросы формирования и взаимодействия различных этносов в странах ЕС и СНГ. Опросы нацменьшинств проводились в России, Украине, Беларуси, Польше, Словакии, Венгрии, Литве и Латвии.  В основе исследования — проблемы индивидуальной или групповой этнической принадлежности, самоидентификации и связанных с этим аспектов геополитики.
— Каковы же итоги применительно к нашей стране?
— Мы опрашивали только этнических поляков, проживающих главным образом в западных регионах страны. Опрос проводился в ноябре—декабре прошлого года. Кстати, эти данные еще нигде не озвучивались, и вы узнаете их первыми. Так вот, на вопрос: “Испытывали ли вы на себе за последний год дискриминацию или предвзятое отношение на базе этнического происхождения” 97 процентов респондентов ответили “нет”. Почти  98 процентов опрошенных ответили, что не подвергались дискриминации на религиозной почве.
Это говорит о том, что национальные меньшинства в нашей стране, в данном случае поляки, чувствуют себя комфортно. И подавляющее их большинство не испытывает здесь никаких ущемлений своих прав.
— Почему же тогда в польских СМИ активно муссируется вопрос о каких-то притеснениях?
— Не хотелось бы вдаваться в политику, тем более что это не является целью данного проекта. Но если вы желаете знать мое частное мнение как гражданина, то мне кажется, что за всем этим присутствуют чьи-то очень личные интересы. Небольшая группа людей на фоне улучшения отношений с Евросоюзом пытается создать на территории Беларуси некоторую неопределенность, расшатать общественную стабильность. Но получается, что эти люди не попадают в число тех 97 процентов поляков, которые не имеют никаких претензий к представителям других этносов и к государству в области межнациональных отношений. Вот это самое главное.
— Давид Генрихович, думаю, нашим читателям было бы интересно узнать о том, каковы результаты исследований проблем идентичности национальных меньшинств в других странах?
— Обещаю, что как только эта информация будет обработана и систематизирована, мы обязательно поделимся ею с читателями вашей газеты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter