Обзор книжных новинок июня

Ценности должны быть вечными

Книжный навигатор
Дзецi пра вайну: малююць i пiшуць. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2015.

Гэта прыклад таго, як можна нефармальна, прывабна зрабiць кнiгу на вельмi важную i сур’ёзную тэму. Дзiцячыя малюнкi заўсёды вызначаюцца шчырасцю. У гэтай жа кнiзе не толькi малюнкi, але i вершы, эсэ, сачыненнi дзяцей пра вайну, а таксама запiсаныя iмi ўспамiны сведкаў. Афармленне кнiгi вельмi сучаснае, так i хочацца ўзяць яе ў рукi, пагартаць. «Выраз «дзяцiнства, апаленае вайной» для мяне не проста словы. Гэта — дзяцiнства майго дзядулi. Дзякуй богу, ён i зараз жыве ў вёсцы Гоцк. Я люблю да яго ездзiць у госцi». Так пачынаецца эсэ Настассi Рудэнка са Старобiнскай школы. Дзед распавядае ўнучцы, як фашысты спальвалi вёскi, i як брахалi аўчаркi, а мацi закрывала малому рот, каб не закрычаў, не спужаўся немцаў... «Нядаўна, наводзячы парадак у кнiжнай шафе, я знайшоў незвычайны фотаальбом, старанна загорнуты ў пажаўцелую паперу...» — гэта пачатак сачынення Iвана Саксонава з Оршы. Альбом аказаўся пра партызанскi рух, i на адным з фотаздымкаў Iван раптам пабачыў сваю прабабку Нiну. Пачаў распытваць: што яе звязвала з партызанамi? I даведаўся, што бабуля была сувязной партызанскай брыгады iмя К.Заслонава. Заслонаў нават прыходзiў да яе, каб асабiста выказаць падзяку за лекавыя раслiны, сабраныя для партызан. Пагадзiцеся, такiя асабiстыя словы, а таксама кранальныя малюнкi западаюць у душу нашмат глыбей, чым правiльныя, але афiцыёзныя тэксты.

Дэвид Николс. Мы. Роман. Издательство «Иностранка», Москва, 2015.

Признаюсь честно: подкупили аннотация и оформление. Семья англичан — жена, муж и сын–подросток — едет в тур по Европе, дабы обновить поднадоевшие отношения на фоне мировых культурных ценностей. Лувр, музей д’Орсе, дом–музей Рембрандта, Венеция, Флоренция, Барселона... Так что я ожидала увидеть некий путеводитель по шедеврам мировой культуры вроде «Гения места» Вайля, в котором взаимоотношения между героями лишь повод для смены пейзажа... Получилось с точностью до наоборот. Обычно романы такого рода относятся к женским, здесь же кризис семьи дан глазами мужчины. Ученый–биолог Дуглас, положительный и правильный, везет в тур свое семейство — жену–художницу, бывшую тусовщицу, и сына, считающего папашу занудой и диктатором. Жена собирается от Дугласа уйти, ибо ей скучно, сын демонстрирует независимость. Путешествие превращается в кошмар, словно иллюстрирующий, что нынче семья — миф, обещание быть рядом «в горе и радости» — пережиток. Есть моменты достаточно серьезные. Вот во Франции Дуглас вспоминает, что здесь похоронен его дед, сражавшийся с фашистами и погибший во время операции «Нормандия–Неман»... Съездить бы, могилу найти... Но сына это никак не трогает. Прадед? Я его не знал. А вот жена и сын Дугласа не желают идти в музей Анны Франк... Скучно! И когда ученый в сердцах высказывает свое возмущение, его потом еще и заставляют извиниться. Деспот! Как можно навязывать свое мнение? В общем, главный герой в поисках сбежавшего с экстравагантной девицей сыночка попадает в амстердамский бордель, в испанскую тюрьму, наконец, в больницу с сердечным приступом... И что? Ждешь, ждешь, когда же все перевоспитаются... Ничуть! Жена все равно уходит, сын уезжает в колледж, бедняга Дуглас остается с собакой... Выводы? Когда женщина не допускает мысли, что будет стареть рядом с этим мужчиной, чего стоят ее уверения в любви?

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия № 115 (24745). Пятница, 19 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter